Короткова Ирина Геннадьевна
Осуществление экологического воспитания дошкольников с нарушениями в речи на логопункте
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основной целью речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим, развитие всех видов речи. Экологическое воспитание дошкольников как никогда актуально и тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особенностью речевой деятельности дошкольников является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность. В связи с этим экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях животных, условиях их жизни. Формированию бережного отношения к природе способствует её эстетическое восприятие. Умение ребёнка строить предложения различной структуры тесно связано с накоплением словарного запаса. Соответствующим образом через знакомство с природой происходит его формирование. Эстетическое восприятие природы и природных явлений вызывает у ребёнка положительные эмоциональные переживания, что ведёт к потребности передать посредством речи своё эмоциональное состояние. Связная речь является главным показателем уровня развития детской речи.
В связи с этим определили проблему формирования экологического сознания у детей с нарушениями речи в процессе реализации образовательной области «речевое развитие».
А идеей опыта стал поиск максимально эффективных, основанных на детских интересах, путей и средств экологического воспитания детей с ОВЗ и стимулирующих их речевое развитие.
Компенсация речевого недоразвития ребёнка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктует необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.
Коррекция речевого развития детей ведётся по трё м направлениям:
- развитие лексико-грамматических средств языка,
- формирование правильного произношения и навыка звукового анализа,
- развитие связной речи.
Работа ведется в системе, согласна плана на год.
Время проведения Сентябрь Ноябрь Декабрь
1 неделя Экологические минутки «Почему деревья белые? Экологические сказки
«Как человек огонь и воду помирил» Игры со сказочным персонажем
2 неделя Сочинение загадок Наблюдения Игры с наглядным пособием
3 неделя Дидактические игры «Меню для Белки» Игры с художественной литературой Реклама
4 неделя Рифмовки «Жило–было ветвистое дерево» Дидактические игры «Чудесный мешочек» Поле чудес
Время проведения Декабрь Январь Февраль
1 неделя Сочинение загадок Наблюдения Рифмовки
2 неделя Дидактические игры
«Гимн природе» Экологические сказки «Волшебное перышко» Игры с наглядным пособием
3 неделя Экологические минутки Игры со сказочным персонажем Игры с художественной литературой
4 неделя Рифмовки «Жила – была сосулька» Реклама Конкурс чтецов
март апрель май
1 неделя Экологические минутки Игры со сказочным персонажем Игры с художественной литературой
2 неделя Сочинение загадок Игры с наглядным пособием Дидактические игры «Летает, плавает, прыгает»
3 неделя Дидактические игры
«Исправь ошибку» Экологические сказки «Путешествие капельки» Реклама «Я – белочка»
4 неделя Рифмовки Наблюдения Викторина
Эффективны в работе с детьми разнообразные игры. Игры способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Многие игры, связанные с природой, учат классификации. Предметные игры с использованием различных предметов природы (семена, шишки, жёлуди, каштаны, камешки, фрукты, овощи, листья, песок) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы. Игры с использованием разнообразных семян способствуют не только усвоению знаний о природе, но и развитию фонематического слуха у детей.
Применяем игры с песком, которые своего рода терапия. Самостоятельное направление в коррекции речевых расстройств. Играя с песком, ребёнок получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании, учится соотносить речь с движением персонажей на песке и начинает действовать самостоятельно. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние. Посредством работы с ним осуществляется самомассаж.
Включаем в свою работу подвижные игры природоведческого характера, которые помогают формировать речевую активность детей, закреплять поставленные логопедом звуки, нормализовать моторные функции.
В циклограмме деятельности детей присутствуют настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные, парные картинки, словесные игры развивают у детей связную речь, обобщают и систематизируют у детей знания о природе.
Очень часто для коррекции звукопроизношения читаем художественную литературу. Помимо обогащения словаря и развития связной речи чтение данной литературы помогает детям познать природу во всём её многообразии.
Произведения, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость. Это помогает воспитывать бережное отношение к природе.
Развитие речи детей происходит в рассказах, беседах о природе. В рассказах изложение носит описательный характер. Он используется для создания у детей представлений о том или ином явлении природы, о природе в целом. В результате вызывает положительные эмоции, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.
Представляю некоторые методы и приемы, которые используются нами для экологического воспитания детей в комбинированной группе в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие».
Экологические минутки.
Цель – создание проблемных ситуаций.
Решаются речевые задачи:
• развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;
• совершенствовать монологическую речь детей;
• поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.
Например «Почему деревья белые?». Даю детям задание: исправить ошибки и обосновать.
«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?» (Весенний сад, цветущие деревья).
Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.
С целью развития детской фантазии включаем в свою работу экологические сказки, при проведении которых решаем следующие задачи:
• пополнять и активизировать словарь детей;
• развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;
• развивать мышление, память, воображение.
Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».
Развитию образного мышления способствует реклама.
При использовании такого метода решаются речевые задачи:
• совершенствовать монологическую речь детей;
• развивать логические рассуждения.
Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.
Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. «Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».
Дидактические игры.
Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.
Решаются речевые задачи:
• упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;
• решать логические задачи.
Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто объясняю свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.
Например, «Меню для белки» :
Завтрак – стакан малинового сока и каша из кедровых орехов;
Обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники;
Ужин – творог из ореховой пасты и чай из зверобоя и мяты.
Например, «Гимн природе»
Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.
Соревновательные игры
Стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс чтецов; экологические викторины; «Поле чудес»
С целью развития звучности рифм сочиняем загадки, стихи.
С их помощью решаются речевые задачи:
• развивать творческое познание слова, действий с ним;
• формировать грамматический строй речи.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя сравнения по двум или более признакам, дети учатся умению понимать сравнения, самостоятельно придумывать загадки.
Рифмовки
Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.
Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 4-6 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.
В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».
Например, «Жила-была прозрачная сосулька».
Жила-была прозрачная сосулька
Была она твердая, как пулька.
Подошел к ней мальчик и сбил,
И себе он в рот положил.
А потом мальчик заболел.
И Айболит к нему прилетел.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После рассматривания картины «Птицы зимой» – появились новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.
Формированию тенденции к саморазвитию собственной речи способствуют наблюдения.
С помощью данного метода учим дошкольников :
• уметь выстраивать диалог;
• уметь излагать свои мысли;
• совершенствовать монологическую речь детей;
• осознавать грамматические формы и правильно их использовать.
Каждый раз, готовясь к проведению наблюдений, намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю различные приемы активизации речи детей :
• внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем вопросами: «Кто это?., Что это?., Кто спрятался?»
• это может быть просьба произнести слово;
• совместное проговаривание или самостоятельное произнесение слова;
• договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.
Каждое новое слово неоднократно четко проговариваем, а затем повторяем с детьми. Ставим перед детьми вопросы так, чтобы их ответы требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, закрепляются в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И. Левитана «Весна. Большая вода», С. Герасимова «Последний снег», К. Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучаем детей к точному, творческому использованию.
Для развития фонетико-фонематических процессов используем такие игры как:
«Кто как голос подает»,
«Найди заданный звук» (воспитатель просит ребенка хлопнуть, поднять руки, как только услышит нужный звук).
С целью узнавания ритмического рисунка проводим игру «Полянка».
Цель: узнавать ритмический рисунок.
На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку дети догадываются, кто пришёл на полянку. В игре «Что просит мышка?» учим выделять слова с заданным звуком, развивать фонематический анализ и синтез. В ходе игры просили показать детям игрушку, и сказать, изображая ее: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук «О». Аналогично с другими звуками.
Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря.
Занятия по развитию речи для повышения детского интереса к ним проводим
• с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» может «помогать» проводить сказочный Лесовик, по теме: «Озеро» – Водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;
• используем разнообразные наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
• читаем художественную литературу: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствует обогащению их словаря.
Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, природе, познавательные способности и представления о себе. В группе оформлен уголок логопеда по темам :
«Зимующие птицы»;
«Организация экологической тропы в ДОУ»;
«Насекомые»;
«Познавательные рассказы о природных явлениях».
Работа ведётсяь не только с детьми, но и с родителями.
Для родителей были проведены:
- занятие «Лес, деревья, бумага», «Путешествие по экологической дорожке»,
- мастер – класс «Играя, развиваем речь детей»,
- день заботливых родителей по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»,
- родительское собрание «Роль родителей в экологическом воспитании дошкольников с ФФН» (совместно с учителем-логопедом).
Интересен для педагогов был семинар - практикум по звуковой культуре речи, на котором воспитатели выполняли задания, играли в дидактические игры экологической направленности и развитию речи.
Кроме того, в рамках моего опыта, для педагогов детского сада были разработаны и подготовлены:
-проекты «Времена Года», «Развитие связной речи посредством экологического воспитания»,
-консультация: «Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями речи»,
-семинар – практикум по звуковой культуре речи,
-методические рекомендации на тему: «Экологическое воспитание на логопедических занятиях».
Результатом нашей работы стало:
- Дети, зачисленные на логопункт, проявляют большой познавательный интерес к природе, умеют сравнивать, классифицировать, обобщать;
- У них развиты умения находить взаимосвязь различных природных явлений;
- Воспитанники логопункта знают правила поведения в природе и выполняют их, что подтвердили результаты районного интеллектуального конкурса «Совенок», посвященного году Экологии – 2 место (ноябрь, 2017г.);
- В 2016 году данный опыт работы был представлен на V11 Окружной научно – практической конференции «Дошкольное образование : теория и практика» в Слободском колледже педагогики и социальных отношений а также опубликован в сборнике статей и материалов.
Кроме того, ежегодно наблюдаются положительные результаты коррекционной работы на логопункте по всем трём направлениям, что вы можете видеть на слайде.
Итоги коррекционной работы на логопункте
Уровни развития 2015 – 2016 уч. г. 2016 – 2017 уч. г.
Развитие лексико – грамматических средств языка
Ребенок справляется с заданиями самостоятельно 78% 82%
Ребенок справляется с помощью педагога 22% 18%
Ребенок не справляется и помощь не принимает 0% 0%
Формирование правильного произношения и навыка звукового анализа
Ребенок справляется с заданиями самостоятельно 89% 100%
Ребенок справляется с помощью педагога 11% 0%
Ребенок не справляется и помощь не принимает 0% 0%
Связная речь
Ребенок справляется с заданиями самостоятельно 64% 78%
Ребенок справляется с помощью педагога 36% 22%
Ребенок не справляется и помощь не принимает 0% 0%
Теоретическая база опыта:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М., Просвящение, 2014.
3. Скрипникова В. М. Роль экологической сказки в речи детей, - Изд. Центр «Академия», 2016.
4. Иваненко Н. И. Речевая сказкотерапия,- изд. Центр «Академия», 2013г.
5. Яблочная А. В. Экологические сказки в речевом развитии, - М., Творческий центр, 2005.
6. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране, - М. Творческий центр, 2007.
7. Рожкова Т. В. Весёлые истории для артикуляционной гимнастики, Логопед для ДОУ, сб. материалов, 2005.
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Методическое пособие/ С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2000.
9. Рыжова Н. А. - Диагностика экологического образования дошкольников, -М. ТЦ Сфера, 2007.
Спасибо за внимание!