Получи документы

Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Костыгина Любовь
Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Костыгина Л. Е.

Учитель-логопед МКДОУ № 20

Город Еманжелинск

Часто воспитатели речевых групп сетуют, что дети не могут выразительно рассказать стихотворение, сымитировать голос героя, изменить высоту, тон голоса. В чем причина? А она кроется в том, что нарушена просодическая сторона речи.

Публикация «Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Просодика представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи и определяет выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Просодика – наивысший уровень развития языка. Просодические проявления отмечают у детей уже в младенческом возрасте.

Основная составляющая просодики – интонация. Она включает тон, тембр голоса, силу звучания, мелодику: паузы, словесное и логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебаний голосовых складок, степени напряженности органов речи, скорости смены артикуляций, эмоционального тонуса.

За последние годы в ДОУ увеличивается количество детей с дизартрическими расстройствами. Нарушение просодических компонентов речи для детей с дизартрическими расстройствами являются диагностическими. Многие ребята не могут повторить простой ритмический рисунок, определить на слух количество неречевых звуков, затрудняются в изменении высоты силы голоса. Темп речи часто ускорен, общее звучание невыразительное, монотонное. С этими особенностями связаны трудности, возникающие у детей на музыкальных занятиях, в театрализованной деятельности. Работа над интонацией должна проводится поэтапно, целенаправленно и систематически. Это направление прекрасно сочетается с любыми видами занятий. Хочу поделиться своими наработками в данном направлении.

На первом году обучения для детей с нарушением речи мы знакомимся с гласными буквами (I период обучения). Дети учатся слышать и видеть их, определять положения в слове. Работа проходит гораздо интереснее, если использовать прием оживления: каждый звук наделяется характером, имеет настроение, у него есть друзья. При знакомстве с гласными рассказываю ребятам короткие истории гласных звуков.

Жил-был весёлый звук (а). Однажды он проснулся рано-рано. Настроение радостное, петь хочется. Открыл звук (а) ротик пошире и запел звонко: «А-а-а!» Услышал зайка на лесной полянке, понравилась ему песенка, запел он тоненьким голоском: «А-а-а!» Проходил мимо Мишка-Топтыжка, решил тоже попробовать. «А-а-а!» - запел он низким голосом.

Звук (а) дружил с девочкой Аней. Они вместе качали Анину куклу Асю вот так: «А-а-а!»

Жил-был весёлый звук (у). Он был задумчивый и грустный. Когда он пел свою песенку, он губки вытягивал вперёд и делал узкую трубочку. «У-у-у» - гудит задумчиво звук (у). Почему он сегодня особенно печален? Уходит в долгое плавание его лучший друг – пароход «Умница».

«У-у-у» гудит у причала пароход. «У-у-у» - отвечает ему друг. Вот пароход гудит уже из далека: «У-у-у» - и его голос уже еле слышен. Ветерок, волчонок, филин в лесу тоже умеют петь такую песенку.

Жил-был смешливый звук (и). «И-и-и) – всегда с улыбкой пел этот звук. Если ты хочешь спеть такую же песенку, то сначала улыбнись! У звука (и) много приятелей. Вот мышонок Пип поё т: «И-и-и»! Вот цыплё нок Цып пищит: «Пи-пи-пи» Вот Жеребё нок Прыг кричит: «И-го-го» Звук (и) любит всякие игры. Он зовёт своих приятелей посоревноваться, чья ниточка длиннее.

Жил-был звук (о, вот какая у него любимая песенка: «О-о-о» Его ротик похож на овал. (О) всегда восхищён. Восторг на радостном лице (о) читают его друзья. «О!» - радуется звук, когда солнышко улыбается. «О!» - дождик подарил травинке капельку. «О!» - ветер сдул шляпу и унес – попробуй догони.

(Ы) – звук вовсе не сердитый. (Ы) напрягает свои губки и немного изгибает язычок. (Ы) – застенчивый, стеснительный. Он никогда не стоит в начале слов. У звука (ы) есть один верный друг. Это медвежонок в лесной глуши. «Ы!» - ревёт медвежонок.

(Э) – рассеянный звук. Он всегда огорчается, если что-то забывает, не замечает. «Эх!» - вздыхает он. «Э» - и открывает ротик, только не очень широко. «Эй! – говорят ему друзья. – Не огорчайся. Пойдём к ребятам в детский сад и поучимся быть внимательными».

В таких историях происходит знакомство детей с силой голоса, высотой, длительностью звучания в игровых упражнениях «Чья ниточка длиннее?», «Ветерок-ветерок», «Эхо», «Ступеньки».

«Ветерок-ветерок»

Цель – развитие речевого дыхания. Дети упражняются в длительном произнесении гласного звук на выдохе.

Ветер воет: у-у-у…

Очень скучно одному: у-у-у…

Песню я пою: у-у-у.

И деревья гну: у-у-у!

«Эхо»

Цель – развитие умения изменять силу голоса. Дети повторяют за педагогом звук, слово, фразу.

Эхо, Эхо, вот потеха!

Не могу сдержать я смеха!

Поиграю я в игру:

Все, что скажешь, - повторю!

«Ступеньки»

Цель – развитие умения изменять высоту, силу голоса.

По ступенькам я иду,

Звонко песенку пою!

Детям очень нравится упражнение «Ступеньки», которое я использую для автоматизации поставленных звуков в слогах. «Шагая по ступенькам», слоговые ряды произносим высоко и низко, громко и тихо, медленно и быстро.

К работе над ритмом (II период обучения) мы приступаем со сказкой «Почему аист стучит?» Мы слушаем, как аист стучит (аудиозапись, определяем количество ударов.

Дети учатся определять и воспроизводить определённое количество звуков в игре «Кто пришёл?»

В игровом задании «Загадочный стук» дети знакомятся с простой серией ударов и сравнивают заданный вариант с другими.

Затем мы работаем с акцентированными ударами: не только определяем количество звуков, но и выделяем сильный, громкий звук.

Тренируем это умение в игровом упражнении «Ритмическое эхо».

Начинаю я игру.

Хлопнешь ты – я повторю!

Работа над ритмом ведётся и в слоговых упражнениях, чтобы сделать их интересными, мы встречаем инопланетянина, учим роботов, проводим ритмические игры.

В ритмической игре «Лягушки» дети отстукивают ритм и повторяют слоги.

Мы лягушки-кваксы,

Ночь чернее ваксы…

Шелестит трава. Ква-ква,

Ква-ква-ква!

Красным помидором

Месяц встал над бором,

Гукает сова! Ква-ква,

Ква-ква-ква!

Под ногами кочки,

У пруда цветочки.

В небе синева. Ква-ква,

Ква-ква-ква!

Месяц лезет выше. Тише,

Тише, тише,

Чуть-чуть-чуть – едва.

Ква-ква, ква-ква-ква!

В ритмической игре «Смешинки» дети проговаривают слоги, хлопая в ладоши и ударяя по коленям на последний слог.

Ха-ха-ха, ха-ха-хак!

Хо-хо-хо, хо-хо-хок!

Ху-ху-ху, ху-ху-хук!

Хе-хе-хе, хе-хе-хек!

Следующий уровень – чистоговорки с заданным слоговыми рядами ритмом. Ритм переносится на фразу, например:

Ка-ка-ка, ка-ка-ка, течёт

Быстрая река.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки, берега

Высоки.

Ке-ке-ке, ке-ке-ке,

Не купайся в реке!

Это подготовительный этап в работе над ритмикой слова.

Затем мы учимся делить слова на части – слоги (III период обучения, определять количество слогов и только потом непосредственно подходим к выделению ударного гласного звука, «звука-командира». В слове «замОк» главный звук (о, в слове «зАмок» «командир» - звук (а). Так практическим путём мы знакомимся с понятием «ударение».

В III периоде обучения продолжается работа над серией акцентированных ударов, которая подготавливает к знакомству над фразовым ударением. Развитие чувства ритма, рифмы происходит в упражнении «Доскажи словечко». Дети придумывают слова, подбирают простые рифмы для завершения стихотворений, рифмованных строчек.

В III периоде мы также учимся различать предложения по цели высказывания (предложение-вопрос и предложение-сообщение). Инопланетянин Ли знакомит детей с точкой и вопросом. По интонации дети определяют, рассказывает инопланетянин нам о своей планете или задает вопрос о нашей жизни.

Сила и высота голоса отрабатываются на материале скороговорок и пословиц. Особенности работы над скороговорками в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи – учет произносительных возможностей дошкольников. Сначала скороговорку произносим медленно и предельно четко, а завершаем работу в нормальном темпе. Скороговорки и чистоговорки – удобный, интересный материал и для автоматизации звуков, и для работы над слоговой структурой слов, и над дифференциацией звуков, и над интонацией. Одну и ту же скороговорку мы можем произносить много раз, и это не наскучит, потому что она звучит всегда по-новому: весело, печально, сердито, удивленно и т. д.

Также мы учимся изменять тон, тембр голоса, пробуем свои силы в инсценировке диалогов в стихотворной форме.

«Клоуны беседуют»

- Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

- Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос!

«Воробей»

- Воробей, чего ты ждёшь,

Хлебных крошек не клюёшь?

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки!

На втором году обучения продолжается работа над серией акцентированных ударов, увеличивается их количество, усложняется ритмическая схема. В каждое занятие стараюсь включить ритмические и логоритмические упражнения.

Ритмическое упражнение «Капли».

Капля – раз, капля – два…

Хлопки по коленям.

Очень медленно сперва…

Хлопки в ладоши.

Потом стали поспевать…

Удары пальцами правой руки по левой.

Капля каплю догонять.

Удары пальцами левой руки по правой.

При работе над предложением знакомимся со схемой полёта голоса. Дети самостоятельно строят вопросительные предложения, выделяя главное слово – слово-вопрос. Определяем значение интонации. Небольшой рассказ нам читают дважды: Пьеро – монотонно, печально, Буратино – весело и выразительно. Выясняем, когда интереснее слушать.

Затем знакомимся с восклицательным знаком. Восклицательный знак приходит на помощь над интонированием. Мы произносим предложения, пословицы, поговорки разным тоном, с сильным чувством.

Во II периоде обучения логоритмические упражнения включаются в каждое занятие в качестве динамической паузы.

Работа над интонацией сочетается с работой над предложением на занятиях по обучению грамоте:

- чтение предложений с разными знаками в конце;

- чтение и самостоятельная постановка знака в конце предложения;

- «Угадай-ка» : какой знак нужен в конце произнесенного предложения;

- «Наведем порядок» : работа с деформированным предложением, составление предложения из слов, выделение главного слова в предложении.

Детям нравится составлять рассказы-описания от первого лица, рассказы от лица героя, участвовать в инсценировках. Перевоплощаясь, дети стараются изменять голос в соответствии с характером героя, управляя его высотой, силой, тоном.

В III периоде обучения навыки интонационно-выразительной речи закрепляются.

Значение интонации в нашей речи трудно переоценить. Работа в этом направлении – важнейшая часть коррекционной работы: ею нельзя пренебрегать, и ее можно и нужно сделать интересной и доступной для детей со сложной речевой патологией.

Литература:

1. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006.

2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль, 1998.

3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М., 2006.

4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. – М., 2006.

5. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – М., 2003.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями Фонетическая ритмика КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ у детей с речевыми нарушениямиАннотация: В статье представлен.

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями, посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений.

Использование ИКТ на занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАГАДКИ О ГРИБАХ" Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Загадки о грибах". Угадывание загадок о грибах.

Консультация «Как дети с речевыми нарушениями воспринимают книгу» Книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю.

Копилка игр на развитие всех компонентов устной речи детей 4–5 лет на тему «Посуда» АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку дети входят в наш мир, познают его, получают.

Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями Тема. Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениямиЦель: Активизировать речевую деятельность детей путем применения на занятии.

Индивидуальная карта психолога по сопровождению воспитанников с ОВЗ речевыми нарушениями в ДОУ .

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности» Цель:.

Проект «Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями» Актуальность проекта Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Опубликовано: 26 августа 2019 в 11:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Костыгина Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД