Оксана Селигеева
Формирование математических представлений у детей с ТМНР посредством игровых приемов
▼ Скачать
Под математическим развитием детей с ТМНР следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) и связанных с ними логических операций.
Публикация «Формирование математических представлений у детей с ТМНР посредством игровых приемов» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
В процессе ФЭМП используем наглядные методы и приемы обучения : демонстрация иллюстративно – изобразительного материала, реальных предметов и их моделей, наблюдение объектов окружающей действительности. Большое внимание уделяется использованию практических методов и приемов обучения : упражнения (тренировочные, конструктивные, как многообразное повторение умственных и практических действий; наглядно – действенный показ, дидактическая игра, наглядно – практический метод моделирования, как процесс создания модели и ее использование для формирования, например, представлений о геометрических фигурах.
Практика показывает, что эффективнее уроки по ФЭМП у детей с ТМНР проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным и эмоционально мотивированным.
Знания, данные в форме игры, в занимательной форме, усваиваются такими учащимися быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Математические представления формируются по следующим разделам:
• множество;
• количественные представления;
• представления о форме;
• представления о величине;
• пространственные и временные представления.
Чтобы обеспечить учащимся лучшее усвоение материала, обучение необходимо проводить в следующем порядке:
• качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);
• отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;
• отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;
• положение предметов в пространстве;
• временные отношения;
• определение и классификация множеств по качественным признакам;
• группировка однородных множеств по их численности;
• группировка по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.
Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений предлагаются разделы : количество, геометрические фигуры, величина, восприятие пространства и времени.
«Количество»
Составление групп предметов из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Посредством игры обучающиеся учатся решать эти задачи.
1. Образование множеств из отдельных предметов и выделение предмета из множества : «Самолеты», «Разноцветные фонарики».
Дети учатся выделять один предмет, объединять, составлять группу предметов, овладевают терминами «один», «много».
2. Нахождение «много» и «один» в окружающей обстановке: «Поезд», «В лес за грибами».
Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.
3. Сравнение множества предметов путем установления соответствия: «Угостим зайку», «Бабочки и цветы».
Формируем у учащихся умение устанавливать равенство – неравенство между группами предметов.
«Форма. Геометрические фигуры»
Для учащихся геометрические фигуры - это эталоны, пользуясь которыми они определяют форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов.
Сначала нужно учить различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно. затем упражнения усложняются, например разложить фигуры по величине и по цветам.
«Чудесный мешочек». Эта игра позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражнять в различении форм.
«Посмотри вокруг». Учащиеся закрепляют представления о геометрических фигурах и учатся находить предметы определенной формы.
«Кто больше увидит», «Найди такой же».
«Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото». Игры предназначены для закрепления знаний учащихся о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.
«Величина»
Учащимся с ТМНР трудно разграничивать разные параметры величины предметов, а тем более обозначать эти параметры словами. Занятия с ними нужно построить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание детей, значимы для них. Величину учащиеся учатся различать практически.
Действуя с предметами, учащиеся обращают внимание на величину, начинают понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т. е. величина становиться значимым для детей признаком.
1. Практическое выделение величины:
«Разложи по размеру» (большой – маленький)
«Разноцветные ленты» (длинный – короткий)
«Построй башню» (высокий – низкий)
2. Зрительное восприятие величины:
«Лото» (большой – маленький)
«Лесенка» (длинный – короткий)
«Кто высокий» (высокий – низкий)
«Красивый узор»
«Найди где спрятано»
«Найди пару»
«Восприятие пространства и времени»
Пространственные и временные представления учащихся с ТМНР целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, проведение режимных моментов, подвижные игры, особенно эффективно использование дидактических игр и упражнений, которое можно подобрать в различных источниках.
Основой пространственных ориентировок детей служит различение детьми частей своего тела.
Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.
«Ориентировка в пространстве»
1. Пространственные направления от себя:
«Вверху, внизу, посередине» (практические задания)
«Магазин»
«С какой стороны звук»
Пальчиковый театр «Репка» (справа –слева, спереди – сзади)
2. Ориентировка в помещении:
«Спрячем и найдем»
«Угадай что за чем»
3. Ориентировка на листе бумаги.
«Составь узор»
«Положи верно»
«Где чей домик»
«Ориентировка во времени»
«Живая неделька»
«День – ночь»
«Когда это бывает?»
«Наш день»
При подборе игр математического содержания важно соблюдать определенную последовательность, учитывая, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у детей с ТМНР трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохранить интерес к уже знакомой игре.
Таким образом, игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным, подчас неотъемлемым средством, коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о величинах, геометрических фигурах и цветах, но и формированию элементарных математических представлений у учащихся со сложной структурой дефекта.
Для определения эффективности своей работы в начале и в конце учебного года проводим педагогический анализ формирования элементарных математических представлений. Он показывает, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП игровых заданий, упражнений и дидактических игр способствуют математическому развитию учащихся с ТМНР, повысилось качество воспитательно – образовательной работы, позволяет детям активнее использовать основы математических знаний в повседневной жизни.
Список литературы.
1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. : Изд – во им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.
2. Иванова И. Н. Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта // Педагогическое мастерство: материалы Х Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М. : Буки-Веди, 2017
3. Юхтанова Е. А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью// Образование и воспитание. –2017.
4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении школьников с отклонениями в развитии. ВЛАДОС, 2004 г.
5. Интернет ресурсы: открытыйурок. рф, nsportal.ru, maam.ru