Получи документы

Формирование математических представлений у детей с ТМНР посредством игровых приемов

Оксана Селигеева
Формирование математических представлений у детей с ТМНР посредством игровых приемов
▼ Скачать

Под математическим развитием детей с ТМНР следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) и связанных с ними логических операций.

Публикация «Формирование математических представлений у детей с ТМНР посредством игровых приемов» размещена в разделах

В процессе ФЭМП используем наглядные методы и приемы обучения : демонстрация иллюстративно – изобразительного материала, реальных предметов и их моделей, наблюдение объектов окружающей действительности. Большое внимание уделяется использованию практических методов и приемов обучения : упражнения (тренировочные, конструктивные, как многообразное повторение умственных и практических действий; наглядно – действенный показ, дидактическая игра, наглядно – практический метод моделирования, как процесс создания модели и ее использование для формирования, например, представлений о геометрических фигурах.

Практика показывает, что эффективнее уроки по ФЭМП у детей с ТМНР проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным и эмоционально мотивированным.

Знания, данные в форме игры, в занимательной форме, усваиваются такими учащимися быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Математические представления формируются по следующим разделам:

• множество;

• количественные представления;

представления о форме;

представления о величине;

• пространственные и временные представления.

Чтобы обеспечить учащимся лучшее усвоение материала, обучение необходимо проводить в следующем порядке:

• качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);

• отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;

• отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;

• положение предметов в пространстве;

• временные отношения;

определение и классификация множеств по качественным признакам;

• группировка однородных множеств по их численности;

• группировка по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.

Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений предлагаются разделы : количество, геометрические фигуры, величина, восприятие пространства и времени.

«Количество»

Составление групп предметов из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Посредством игры обучающиеся учатся решать эти задачи.

1. Образование множеств из отдельных предметов и выделение предмета из множества : «Самолеты», «Разноцветные фонарики».

Дети учатся выделять один предмет, объединять, составлять группу предметов, овладевают терминами «один», «много».

2. Нахождение «много» и «один» в окружающей обстановке: «Поезд», «В лес за грибами».

Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.

3. Сравнение множества предметов путем установления соответствия: «Угостим зайку», «Бабочки и цветы».

Формируем у учащихся умение устанавливать равенство – неравенство между группами предметов.

«Форма. Геометрические фигуры»

Для учащихся геометрические фигуры - это эталоны, пользуясь которыми они определяют форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов.

Сначала нужно учить различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно. затем упражнения усложняются, например разложить фигуры по величине и по цветам.

«Чудесный мешочек». Эта игра позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражнять в различении форм.

«Посмотри вокруг». Учащиеся закрепляют представления о геометрических фигурах и учатся находить предметы определенной формы.

«Кто больше увидит», «Найди такой же».

«Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото». Игры предназначены для закрепления знаний учащихся о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

«Величина»

Учащимся с ТМНР трудно разграничивать разные параметры величины предметов, а тем более обозначать эти параметры словами. Занятия с ними нужно построить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание детей, значимы для них. Величину учащиеся учатся различать практически.

Действуя с предметами, учащиеся обращают внимание на величину, начинают понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т. е. величина становиться значимым для детей признаком.

1. Практическое выделение величины:

«Разложи по размеру» (большой – маленький)

«Разноцветные ленты» (длинный – короткий)

«Построй башню» (высокий – низкий)

2. Зрительное восприятие величины:

«Лото» (большой – маленький)

«Лесенка» (длинный – короткий)

«Кто высокий» (высокий – низкий)

«Красивый узор»

«Найди где спрятано»

«Найди пару»

«Восприятие пространства и времени»

Пространственные и временные представления учащихся с ТМНР целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, проведение режимных моментов, подвижные игры, особенно эффективно использование дидактических игр и упражнений, которое можно подобрать в различных источниках.

Основой пространственных ориентировок детей служит различение детьми частей своего тела.

Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.

«Ориентировка в пространстве»

1. Пространственные направления от себя:

«Вверху, внизу, посередине» (практические задания)

«Магазин»

«С какой стороны звук»

Пальчиковый театр «Репка» (справа –слева, спереди – сзади)

2. Ориентировка в помещении:

«Спрячем и найдем»

«Угадай что за чем»

3. Ориентировка на листе бумаги.

«Составь узор»

«Положи верно»

«Где чей домик»

«Ориентировка во времени»

«Живая неделька»

«День – ночь»

«Когда это бывает?»

«Наш день»

При подборе игр математического содержания важно соблюдать определенную последовательность, учитывая, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Зная, что у детей с ТМНР трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохранить интерес к уже знакомой игре.

Таким образом, игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным, подчас неотъемлемым средством, коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о величинах, геометрических фигурах и цветах, но и формированию элементарных математических представлений у учащихся со сложной структурой дефекта.

Для определения эффективности своей работы в начале и в конце учебного года проводим педагогический анализ формирования элементарных математических представлений. Он показывает, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП игровых заданий, упражнений и дидактических игр способствуют математическому развитию учащихся с ТМНР, повысилось качество воспитательно – образовательной работы, позволяет детям активнее использовать основы математических знаний в повседневной жизни.

Список литературы.

1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. : Изд – во им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.

2. Иванова И. Н. Методические рекомендации по организации коррекционного курса «Сенсорное развитие» с детьми со сложной структурой дефекта // Педагогическое мастерство: материалы Х Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М. : Буки-Веди, 2017

3. Юхтанова Е. А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью// Образование и воспитание. –2017.

4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении школьников с отклонениями в развитии. ВЛАДОС, 2004 г.

5. Интернет ресурсы: открытыйурок. рф, nsportal.ru, maam.ru

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Развитие математических представлений посредством дидактической игрыРазвитие математических представлений посредством дидактической игры «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений у детей с ТМНР посредством игровых приемов
Опубликовано: 2 сентября 2023 в 20:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование математических представлений у детей с ТМНР посредством игровых приемов» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Селигеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД