Оксана Груздкова
Опыт работы воспитателя «Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексика (от гр. lexikos - «словарный») - это словарный состав языка. Под лексической стороной речи исследователи понимают словарь (слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности).
Применительно к детям с нормальным речевым развитием принято различать словарь пассивный (рецептивный) и активный (продуктивный). Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - возможность употребления их в речи. Уровень развития словаря определяется количественным (объем) и качественным (семантическое содержание) показателями.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В своей работе мы используем разные методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой. Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным сопровождением. Я заметила, что очень привлекают детей панорамные книги с 3-D эффектом. Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы подбираем,- яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям. Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения, приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок в книге или на планшете, использование театральных атрибутов. Также сопровождаю рассказывание показом персонажей настольного или кукольного театра, обыгрываю произведения при помощи предметов и игрушек.
При чтении художественной литературы мы помогаем детям запоминать стихи, обращая их внимание на выразительные языковые средства. Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть.
Изображения знакомых героев сказок на мягких кубиках, модулях, на рамках, вкладышах приобщают детей к последовательности изложения и логическому построению сюжетного ряда.
Еще очень хороший прием знакомства ребят с литературой - это пазлы. Например: я начинаю: «Жили - были дед и баба. И…» Знакомая фраза, а дальше? Чтобы заинтересовать, кто же был (жил) у них – «Сейчас мы узнаем» - вносим детали пазла, кубиков, складываем и получаем героя (Колобка, Машеньку, Аленушку и т. д.). Таким способом можно оживить героев сказки «Теремок», «Кто сказал мяу?» В. Сутеева и т. п.
Особым средством восприятия художественной литературы, конечно же, является театральная деятельность. В ней мы можем создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. В своей работе мы постоянно пользуемся этим средством, пополняя речь наших воспитанников новыми словами. Формируем навык к сопереживанию героям и правилам поведения в театре.
Любят ребята, когда в процессе рассказывания прибегаем к конструктивной деятельности. Таким образом, можно помочь героям русских народных сказок вылепить бревнышки для нового Теремка или мостик для Колобка, чтобы он смог убежать от Зайца и Медведя, а Бабу и Деда успокоить, чтобы не плакали, и подарить им много яичек от Курочки Рябы и т. д. Малыши пытаются проговаривать слова, фразы. Получают картинку на кубиках, разрезных картинках, выкладывая их с интересом.
Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка.
На занятиях по лепке, рисованию часто используем художественное слово как стимул к поисковым действиям, или отклик на затруднительное положение героя, например: «Вышел кот на порог, кот слепил себе пирог, а пока лепил и пек, ручейком пирог утек…» - пожалеем котика, слепим ему угощение. Или «Наша Таня громко плачет.» - давайте нарисуем ей много мячиков.
Художественное слово играет важную роль и в режимных моментах, например, при умывании:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.»
За обедом:
«Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?»
Большую роль мы отводим организации центра словесного творчества. Его наполнению уделяем большое внимание. Центр словесного творчества (книжный уголок) расположился недалеко от игровой зоны, где дети могут уютно расположиться на диванчиках, за столом, просматривая книги, картинки, иллюстрации к знакомым произведениям. Рядом уголок дидактических игр, который пополняется совместно с родителями. Книжный и дидактический материал отбираем тщательно, с учетом его художественных достоинств, доступности содержания детям этого возраста, красочности, выразительности, безопасности.
Выводы:
Подводя итог моей работы в группе раннего возраста с воспитанниками 6 группы, можно констатировать следующее:
Словарь детей к концу текущего года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
Дети овладели инициативными и эмоциональными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
Выработалось положительное отношение к режимным моментам;
У родителей укрепилось понимание необходимости использования произведений художественной литературы в развитии речи детей.