Ольга Дембицкая
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей в организации работы по формированию культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование: выставка дидактических игр на тему «Здоровый образ жизни», трибуна, экран, ноутбук, журнальные столики и стулья для участников, магнитная доска, окна столик с оборудованием для проведения практической части (носовой платок, пульверизатор, офтальмотренажёр, мел цветной, карточки с заглавными буквами слова «ЗДОРОВЬЕ», ёмкости с водой, жидкое мыло, полотенца, зубные щётки, тарелочки с мелкими кусочками белой бумаги, картинки с изображением различных продуктов; для проведения рефлексии четыре листа разного цвета на каждого участника, которые соответствуют цветам четырёх конвертов.
Публикация «Сценарий мастер-класса для воспитателей „Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Программа проведения мастер-класса
№ п/п Форма организации Тема Методы и приёмы Регламент
1 Сообщение «Формирование навыков здорового образа жизни у детей как одно из основных направлений деятельности педагога» Рассказ 5-7 мин
2 Мозговой штурм «Компоненты здоровья» Объяснение 10 мин
3 Презентация опыта работы «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни» Рассказ, показ слайдов 20 мин
4 Практические упражнения «Лимон»,
«Нос – обогреватель», «Дружочек – носовой платочек»,
«Как передаются микробы от человека к человеку»,
«Как микробы боятся мыла»,
«Как правильно чистить зубы», «Проведи гномиков по дорожкам»,
«Угости меня, дружок» Игра на расслабление мышц, эксперимент,
беседа, игра, создание проблемной ситуации, вопросы воспитателя
20 мин
5 Рефлексия: интерактивная игра «Четыре конверта» Объяснение 5-7 мин
В музыкальном зале полукругом за столиками сидят воспитатели. На столиках зубные щётки, тарелочки с мелкими кусочками белой бумаги, картинки с изображением различных продуктов. Перед присутствующими расположен экран, сбоку трибуна. Возле окна столик с оборудованием для проведения практической части.
Выходит ведущий (воспитатель, который проводит мастер-класс.
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашем учреждении дошкольного образования. Сегодня для вас организован мастер-класс, на котором я представлю вашему вниманию свой опыт работы по вопросам формирования культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни. В начале нашей встречи озвучу причины, по которым я выбрала именно это направление в своей работе с детьми.
Ведущий идёт к трибуне.
Ведущий: - Своё выступление начну словами выдающегося польского педагога Януша Корчака: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься» .
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. Создание здоровьесберегающей среды и формирование навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагога. Одним из направлений учебной программы дошкольного образования является социально-нравственное и личностное развитие воспитанника. Особую роль в социальном развитии играет «формирование у ребёнка стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания».
Наблюдая за своими детьми в средней группе, я заметила, что основные культурно-гигиенические навыки у них сформированы, но еще не вошли в привычку. Также у детей были недостаточно сформированы представления о функциях организма человека и о бережном отношении, как к себе, так и к окружающим. Беседуя с родителями, я поняла, что зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни, что есть моменты, по которым у них возникают вопросы. Значит, эта тема их тоже интересовала.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу представлений и практических навыков здорового образа жизни.
Когда впервые детям задаешь вопрос: «Что же самое дорогое и ценное, в жизни человека?», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете дети?» Все дружно говорят: «Да» - «А чем вас лечат?» - “Таблетками» - «А можно быть здоровым без таблеток?» - «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детям необходимо давать представления о том, как быть здоровыми. Из детства «ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь».
В результате проведенной работы в конце учебного года было выявлено, что навыки здорового образа жизни у детей сформированы на 80%. У воспитанников среднего возраста :
- появился интерес к самопознанию;
- сформировано представление о строении тела, об уникальности и индивидуальности каждого человека;
- сформировано представлений о здоровье и личной гигиене, об уходе за своим организмом;
- сформированы представления о здоровом питании;
- развито умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение бережно относиться как к себе, так и к окружающим людям.
Родители, понимая актуальность вопроса, заинтересованы в формировании культуры здоровья у детей и умеют применять на практике некоторые методы и приёмы для сохранения здоровья у своих детей в домашних условиях. Учитывая актуальность данной проблемы, ее значимость в сохранении и укреплении здоровья детей, считаю необходимым продолжить эту работу с воспитанниками дошкольного учреждения.
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам небольшой мозговой штурм «Компоненты здоровья». На каждый стол я даю по две полоски с буквой из слова здоровья, а вы должны придумать и написать маркером рядом с буквой несколько слов, относящихся к здоровью, которые начинаются с этой буквы.
Педагогам раздаются полоски с заглавными буквами слова «Здоровье», они подбирают слова, относящиеся к здоровью, и записывают их рядом с буквой.
Ведущий собирает полоски и вывешивает их на магнитную доску в следующем порядке:
«3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.
«Д» - движение, дыхание, доброта, деревья.
«О» - осанка, обувь, одежда, обед, овощи.
«Р» - развитие, радость, режим дня.
«О» - опрятность, осторожность.
«В» - вода, воздух, витамины.
«Ь» - ---
«Е» - еда.
Ведущий: - Ну вот, уважаемые коллеги, мы с вами определили некоторые компоненты и факторы, влияющие на наше здоровье. Мы взрослые знаем и понимаем что нужно для того, чтобы быть здоровым. А как же донести хотя бы элементарные представления о том, как можно сохранить и приумножить здоровье до наших воспитанников? И сейчас я представлю вам презентацию своего опыта работы по этой проблеме.
В рамках образовательной области «Ребёнок и общество» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая работа, как в учреждении дошкольного образования, так и в семье.
Работу по формированию культуры здоровья у детей я построила по следующим направлениям:
- развитие интереса к самопознанию;
- формирование представлений о здоровье и личной гигиене;
- формирование представлений о здоровом питания;
- взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Работу я начала с создания педагогических условий для формирования представлений у детей о навыках здорового образа жизни, о здоровье человека. Для этого создала в группе уголок «Здоровячок», который включает материал для дыхательной гимнастики, атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры, плакаты и картинки. При разработке дидактического материала учитывала психолого-педагогические особенности воспитанников среднего дошкольного возраста. Оборудовала «Уголок настроения», работа в котором позволяет определить эмоциональное состояние детей. Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяла цветотерапии – науке, изучающей цвета. Так в нашей группе появился «Сухой дождь» – шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным, “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому, наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира.
Еженедельно работу по формированию культуры здоровья включала в план образовательной работы.
С целью организации систематической и планомерной работы разработала перспективное планирование работы с детьми среднего возраста.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей осуществляла как в процессе специально организованных видах деятельности, так и в повседневной жизни, ведь они формируются в основном в практической деятельности, во время игр и упражнений. Поэтому работу вела по системе, которая включает в себя занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» и «Ребенок и природа», а так же художественно-речевую, познавательно-практическую, игровую и изобразительную деятельность. Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме, использовала все доступные формы и методы работы : беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение проблемных ситуаций, заучивание стихов, чтение художественной литературы, театрально-игровую деятельность, психогимнастику, пальчиковые игры, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, тематические конкурсы поделок и рисунков и др. Основная цель – дать детям не только представление, но и научить их думать, размышлять.
Работая над формированием представлений о здоровье и личной гигиене, знакомила детей с понятием «здоровье», с тем, что полезно и вредно для человеческого организма, а также развивала умения ухаживать за собой, заботиться о своём организме, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. С этой целью разработала цикл занятий «Где живёт здоровье». Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков, использовала настольные и дидактические игры: «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Хорошо-плохо», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился», «Распорядок дня» и др.
Организовывала вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки» и т. д.
Одним из эффективных приёмов является использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше, если…», «Как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться» и т. п. ; «Мой день».
В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин» и т. п. закрепляли с детьми навыки здоровьеформирования.
С целью формирования представлений у детей о способах сохранения своего здоровья применяла воздушное закаливание, хождение по дорожке здоровья, а также дыхательные упражнения и элементы самомассажа.
С целью привлечения воспитанников к здоровому питанию также вела систематическую целенаправленную работу. Кроме бесед из цикла «Разговор о правильном питании», с детьми организовывала дидактические игры «Пирамида здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Варим суп и компот», «Витаминная семейка», «Чтобы зубки не болели», «Для чего полезен овощ?» и т. д. Придумали с воспитанниками игру «Угости меня, дружок». Вместе с детьми составляли меню из блюд, которые придумывали сами воспитанники из предложенных продуктов, сопровождая рассказами о пользе этих продуктов для организма человека. Наряду с этими формами работы, использовала такой приём как сопровождение приёма пищи детьми сопроводительными рассказами о продуктах, овощах. Такая работа позволила сформировать представление у детей о здоровом питании, и дети охотно стали употреблять в пищу овощные блюда и салаты.
Нередко физическое здоровье человека зависит от здоровья психологического, от отношения окружающих. Поэтому в работу с детьми включала игры, проблемные ситуации, позволяющие сформировать у воспитанников умение взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми. Игры, в которых дети получили навыки сопереживать, поднимать настроение товарищу, видеть эмоциональное состояние другого человека. С этой целью создала картотеку «Психогимнастика» и «Коммуникативные игры».
Проблемы, связанные с формированием у детей дошкольного возраста культуры здоровья, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, я обеспечила преемственность в вопросах формирования культуры здоровья у детей между детским садом и семьей. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме здорового образа жизни я проводила следующие мероприятия:
- анкетирование «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»;
- круглый стол с приглашением медицинского работника «Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей»;
- семинар-практикум с участием детей «Академия здорового питания»;
- групповые и индивидуальные консультации;
- стендовая информация.
Привлекала родителей к изготовлению дидактических игр и организации выставки совместных рисунков на тему здорового образа жизни.
Перечисленные мероприятия помогли наладить более тесное и эффективное взаимодействие детского сада с родителями.
Вот таким образом мною организована работа по вопросам формирования культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни.
Ведущий: - А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам побыть в роли детей и немного поиграть. Вы согласны?
Воспитатели : - Да! Мы согласны!
Ведущий: - Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки и созданию благоприятного психологического климата являются упражнения на расслабление мышц. Сейчас мы выполним одно из таких упражнений. Оно называется «Лимон» : опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте “лимон” и расслабьте руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, овальный он.
С силой я его сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
А теперь выполните это же упражнение левой рукой.
Ведущий: - А знаете ли вы, почему необходимо стараться дышать носом, а не ртом? Давайте проведём маленький эксперимент. Поставьте ладошки напротив рта. Вдохните носом и выдохните воздух ртом на свои ладошки. Какой воздух выходит на ладошки изо рта? (воздух выходит тёплый). А всё потому, что в нос попадает холодный воздух, нос его согревает и в горлышко воздух попадает уже тёплый. Поэтому дышать надо стараться только носом.
Воспитатели-дети выполняют действия.
Ведущий: - Посмотрите, что это? (показывает носовой платок).
Воспитатели-дети : - Носовой платок.
Ведущий: - Да. Сейчас мы с вами посмотрим, что происходит, когда человек чихает или кашляет и при этом не пользуется носовым платком. (Берёт пульверизатор с чистой водой). Представьте, что это нос и он чихает (нажимает на пульверизатор, капельки разлетаются в разные стороны). Видите, что произошло.
Воспитатели-дети : - Бактерии из носа полетели на окружающих.
Ведущий: - А теперь закроем наш «нос» платочком (повторяет эксперимент). Что произошло? (Бактерии остались на платочке). Значит вот для чего обязательно нужно пользоваться носовым платком, чтобы не заразить окружающих.
Ставит пульверизатор на столик и незаметно мажет ладошку мелом.
Ведущий: - А знаете ли вы, каким образом ещё микробы передаются от человека к человеку? (Ответы воспитателей-детей) Давайте с вами поздороваемся.
Ведущий протягивает руку двум воспитателям-детям, при этом плотно сжимает ладошку каждого. После этого ведущий «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит воспитателей-детей посмотреть на свои ладошки. Они видят на них следы мела. Делают вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.
Ведущий: - Ой, а как же нам теперь избавится от микробов на руках?
Воспитатели-дети : - Вымыть руки!
Ведущий предлагает пройти к тазикам с водой и вымыть руки с мылом. После этого проверяется, остался ли мел – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех воспитателей-детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.
Ведущий: - А сейчас мы с вами будем учиться правильно чистить зубы, чтобы убрать все-все остатки пищи.
Ведущий поднимает вверх кисть с плотно прижатыми друг к другу пальцами, поворачивает ее тыльной стороной к детям. Просит представить, что это зубы. Затем вкладывает у оснований пальцев небольшие кусочки бумаги и удерживает их плотно сдвинутыми пальцами. Это- «остатки пищи». Воспитатель двигает щетку справа налево так, чтобы «остатки пищи» оставались на месте.
Ведущий: - Удаляются остатки пищи? (Нет). А если так? (Двигает щетку вверх-вниз и слегка поворачивает ее, как бы вращает. «Остатки пищи» удаляются) После того этого воспитателям-детям предлагается взять щетки, поставить свои пальчики, как зубы, и показать, как правильно двигать щетку, чтобы зубы стали чистыми. Воспитатели-дети показывают, ведущий внимательно смотрит на каждого, вносит необходимые коррективы, дает конкретные рекомендации. Делают вывод: щеткой хорошо чистить промежутки между зубами, убирать все, что там может задержаться. Жевательная поверхность тоже чистится. После такой чистки зубам не страшны никакие микробы.
Ведущий: - У вас, наверное, устали глаза. Давайте поиграем с нашими глазками и устроим им небольшой отдых.
Ведущий показывает картинку – офтальмотренажёр «Проведи гномиков по дорожкам», и предлагает провести глазами гномика сначала по красной дорожке, потом по синей, затем по зелёной.
Ведущий: - Ну вот, наши глазки отдохнули, и теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Угости меня, дружок». Посмотрите у вас на столах лежат картинки с различными продуктами питания. Каждый стол должен составить из предложенных продуктов какое-нибудь блюдо и рассказать о его пользе.
Участники выполняют задание.
Ведущий: - Ну что же, уважаемые коллеги, вы все молодцы! Принимали активное участие в наших играх! Надеюсь каждый из вас возьмёт что то для себя, чтобы как можно эффективнее организовывать работу с детьми по данной проблеме. И сейчас я предлагаю провести в качестве рефлексии интерактивную игру «Четыре конверта».
Участникам раздаются четыре листа разного цвета, которые соответствуют цветам четырёх конвертов. На конвертах и листах надписи: «Удачным, интересным, полезным было…; «Неинтересным, ненужным было…»; «Мне бы хотелось, чтобы в следующий раз…»; «Мне бы не хотелось, чтобы в следующий раз…». Участники записывают в продолжение этих предложений свои мнения, точку зрения; листы вкладывают в соответствующие конверты.