Семашкова Вера
Эссе «Воспитание культуры речевого общения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура общения ребенка – это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать особенности себя и других людей и учитывать их в ходе общения.
Непосредственно с воспитанием культуры общения у детей воспитываются и такие нравственные качества как вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность и также не маловажно навыки коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Публикация «Эссе „Воспитание культуры речевого общения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
К культуре речи относятся :
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании;
Приемы обращения с просьбой, вопросом;
Умение просить извинения;
Правила поведения в общественных местах;
Правила поведения в гостях;
Правила поведения при знакомстве;
Умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания.
Можно выделить следующие условия, способствующие воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста :
- обеспечение детей знаниями в области коммуникативной компетенции, ориентация педагога на демократический стиль общения с детьми, соблюдение им требований речевого этикета.
- обеспечение постоянного диалогического взаимодействия в повседневной жизни, на разных уровнях (воспитатель - ребенок; ребенок - сверстник; ребенок - старший по возрасту) ;
- целенаправленное использование специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков, обеспечивающих культуру общения;
- обеспечение содержательной жизни ребенка в детском саду, которая будет находить отражение в его общении;
- воспитание эмпатии, доброжелательной ориентации на собеседника, уважения к его личности;
- единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры речевого общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей, наличие культуры общения у взрослых между собой и в отношениях с ребенком.
К числу нетрадиционных относятся такие формы работы:
ситуации общения
игровые обучающие ситуации
Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Типы ситуаций общения разнообразны : игровые, практические, театрализованные и др. В каждой ситуации перед детьми возникает проблема, которая требует решения. Ситуации общений могут возникать естественно – важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. При организации ситуации педагог чаще всего «идет от детей», то есть подмечает их в детской деятельности. Ситуации общения, как формы работы с детьми, имеют свои особенности: участие в основном добровольное, взрослый выступает как партнер по общению, он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций. Длительность ситуации общения от трех до десяти минут в зависимости от возраста детей. Ситуация общения планируется и организуется в любое время в режиме дня. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Примерные темы ситуаций общения могут быть следующие: «Давайте никогда не ссорится», «Правила поведения в группе», «В группе гости», «Хорошие и плохие поступки», «Когда друг заболел», «Доброе слово лечит», «Дружная семья».
Известно четыре вида игровых обучающих ситуаций:
ситуации-иллюстрации;
ситуации-упражнения;
ситуации-проблемы;
ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Например, «Инсценировка с игрушками – готовое решение». С помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываются ситуации, отражающие те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Наряду с ситуациями-иллюстрациями успешно используется в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций рекомендуется начинать со средней группы. Например, «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.
Упражнение «Маска» :
а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т. п.
б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.
Упражнение «Проснись»
«Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т. д.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
Например:
Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
«Подскажи решение»
Подключаются дети к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).
Предлагаются детям игровые ситуации, основанные на сюжетных сказках, поступках сказочных героев. Например: Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить герои сказки? Как бы поступили вы, если бы были на их месте?
Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.
Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.
Примеры ситуации-оценки:
– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?
Вывод: дети подготовительной группы умеют оценивать разные ситуации (каждый по-своему).
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.
Итак, общение и игра дошкольников очень тесно связаны, поэтому, воспитывая культуру общения, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть, мы способствуем развитию их общения.
В результате постоянного включения таких приёмов в учебную и игровую деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни