МААМ-картинки

Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения

Татьяна Кузьмина
Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило причиной работы над данной темой.

Слова, речь – показатель общей культуры, человека, его интеллекта, его речевой культуры. Культура речи входит в понятие общения. Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она – часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения» размещена в разделах

Маленький ребенок, интуитивно овладевая языком, очень рано вступает в общение с окружающими. Впоследствии, поступая в школу, он продолжает все тот же интуитивный процесс общения, совершенствуя его в себе.

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важной задачей.

От того, как организованно общение детей, зависит и результат обучения и воспитания, которые предполагают развитие всесторонне развитой личности. А это обширное понятие включает в себя культуру речевого общения.

В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они касаются многих моментов общения. Этические нормы, или иначе – речевой этикет, касаются в первую очередь общения на «ты» и «вы», выбора полного или неполного имени, выбора обращения и так далее. Роль этических норм в общении можно прояснить на ярком примере. Сквернословие – это тоже «общение», в котором, однако, грубейшим образом нарушены именно этические нормы.

Уважительное, вежливое общение созидательно, грубость же всегда разрушительна. В языковом выражении, в речевом поведении грубость многолика. Это может быть прямое употребление грубых нецензурных выражений, прозвищ и т. д. Грубость может выражаться и неупотреблением речевого этикета там, где он ожидается: знакомый не поздоровался, не извинились, не поздравили с праздником и т. п.

Поэтому важнейшей проблемой как современной системы образования и воспитания подрастающего поколения, так и каждого человека является совершенствование культуры речевого общения, а значит культуры поведения вообще.

Целью для нас обозначилось : исследовать эффективность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с формами обращения как составляющими этикетного диалога для воспитания культуры речевого общения.

Задачи:

1. Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме.

2. Раскрыть особенности воспитания речевого этикета, его составляющих у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить методы, условия ознакомления дошкольников с разными формами обращения.

4. Провести экспериментальные исследования по выявлению использования форм обращения в речи детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическим обоснованием для исследования послужили работы современных лингвистических исследований: русского речевого этикета (Н. И. Формановская, В. Е. Головин, проблема общения с точки зрения теории речевой деятельности (А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев). В процессе своей работы они установили, что обучать речевому общению необходимо с раннего возраста, так как детство – важный период человеческой жизни.

Программа развития речи детей предусматривает круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми, а также воспитание определенных качеств личности. Например, выдвигая задачу формирования навыков диалогической речи (уметь задавать вопросы и отвечать на них, программа одновременно подчеркивает необходимость воспитания у детей таких качеств, как общительность, вежливость, приветливость, сдержанность. Каждая задача развития речи конкретизируется в соответствии с возрастом детей.

Такое распределение материала приближает программу к реальным условиям работы воспитателя, но не следует его воспринимать догматически.

Публикации по теме:

Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста» Идея. Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое.

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста «В человеке всё должно быть всё прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли»- А. П. Чехов. Культура общения – предусматривает выполнение.

Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать,.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстникамиФормирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Культура речевого общения у детей дошкольного возраста Культура речевого общения у детей дошкольного возраста и ее особенностиКультура речевого общения у детей дошкольного возраста подразумевает.

Самоанализ педагогической деятельности «Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста» Самоанализ педагогической деятельности г. Усть-Илимск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №15 «Ручеек».

Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста. Разработкой современного подхода занимаются такие исследователи.

Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г.

Эссе «Воспитание культуры речевого общения детей дошкольного возраста» Культура общения ребенка – это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать,.

Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения
Опубликовано: 8 сентября 2018 в 18:35
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузьмина (УИ 381632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД