Татьяна Кузьмина
Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило причиной работы над данной темой.
Слова, речь – показатель общей культуры, человека, его интеллекта, его речевой культуры. Культура речи входит в понятие общения. Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она – часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Маленький ребенок, интуитивно овладевая языком, очень рано вступает в общение с окружающими. Впоследствии, поступая в школу, он продолжает все тот же интуитивный процесс общения, совершенствуя его в себе.
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важной задачей.
От того, как организованно общение детей, зависит и результат обучения и воспитания, которые предполагают развитие всесторонне развитой личности. А это обширное понятие включает в себя культуру речевого общения.
В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они касаются многих моментов общения. Этические нормы, или иначе – речевой этикет, касаются в первую очередь общения на «ты» и «вы», выбора полного или неполного имени, выбора обращения и так далее. Роль этических норм в общении можно прояснить на ярком примере. Сквернословие – это тоже «общение», в котором, однако, грубейшим образом нарушены именно этические нормы.
Уважительное, вежливое общение созидательно, грубость же всегда разрушительна. В языковом выражении, в речевом поведении грубость многолика. Это может быть прямое употребление грубых нецензурных выражений, прозвищ и т. д. Грубость может выражаться и неупотреблением речевого этикета там, где он ожидается: знакомый не поздоровался, не извинились, не поздравили с праздником и т. п.
Поэтому важнейшей проблемой как современной системы образования и воспитания подрастающего поколения, так и каждого человека является совершенствование культуры речевого общения, а значит культуры поведения вообще.
Целью для нас обозначилось : исследовать эффективность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с формами обращения как составляющими этикетного диалога для воспитания культуры речевого общения.
Задачи:
1. Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме.
2. Раскрыть особенности воспитания речевого этикета, его составляющих у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить методы, условия ознакомления дошкольников с разными формами обращения.
4. Провести экспериментальные исследования по выявлению использования форм обращения в речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическим обоснованием для исследования послужили работы современных лингвистических исследований: русского речевого этикета (Н. И. Формановская, В. Е. Головин, проблема общения с точки зрения теории речевой деятельности (А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев). В процессе своей работы они установили, что обучать речевому общению необходимо с раннего возраста, так как детство – важный период человеческой жизни.
Программа развития речи детей предусматривает круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми, а также воспитание определенных качеств личности. Например, выдвигая задачу формирования навыков диалогической речи (уметь задавать вопросы и отвечать на них, программа одновременно подчеркивает необходимость воспитания у детей таких качеств, как общительность, вежливость, приветливость, сдержанность. Каждая задача развития речи конкретизируется в соответствии с возрастом детей.
Такое распределение материала приближает программу к реальным условиям работы воспитателя, но не следует его воспринимать догматически.