Киселева Евгения
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений старших дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
воспитателей подготовительной группы №10
на 2020-2021 учебный год
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Воспитатель: Киселева Евгения Евгеньевна
Актуальность выбранной темы:
Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.
Публикация «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений старших дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дружба. Учимся дружить
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Чтобы понять других людей необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы.
Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умения вести себя в обществе как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
Цель: Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.
Задачи:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми» словами.
2. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.
3. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Литература и методические пособия:
1. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы».- изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2013
2. Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».- изд. «Просвещение», Москва, 1968
Формы работы
Практические выходы
(беседы, открытый просмотр, выставка работ)
Ожидаемый результат:
- разработка новых форм, методов и приемов обучения и воспитания детей,
- появление дружеских взаимоотношений между детьми, обогащение словаря «вежливыми» словами,
- развитие интереса у детей к художественной литературе,
- повышение уровня знаний у родителей по этой теме.
- повышение педагогической компетенции.
Сентябрь
1. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
2. Написание плана на год.
3. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.
4. Этические беседы «Зачем говорят “ Здравствуй “», «Вежливая просьба».
5. Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания.
Октябрь
1. Взаимодействие с родителями.
2. Чтение произведений авторов: А. Барто «Вовка- добрая душа», Э. Мошковская «Вежливое слово». Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
3. Этические беседы «Воспитанность и вежливость».
Ноябрь
1. Подготовка к инсценировке по рассказу Э. Мошковской «Вежливое слово» Изготовление атрибутов. Взаимодействие с родителями.
2. Создание книжки-передвижки для родителей на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
3. Инсценировка и показ рассказа «Вежливое слово» в группе.
Декабрь
1. Создание наглядного пособия «Цветок нравственности», взаимодействие с родителями.
2. Познакомить детей с чтением художественной литературы через мультфильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений.
3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка», «Карасик» и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла.
4. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе».
Январь
1. Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости».
2. Знакомство рассказом - «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский - (чтение рассказа, беседа, рассматривание иллюстраций)
3. Познакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».
4. Выставка книг о трусости и храбрости.
Февраль
1. Чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей; пересказ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий).
2. Создание наглядного пособия «Волшебная корзина» на определение положительных и отрицательных качеств человека. Взаимодействие с родителями.
3. Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литературы».
Март
1. Учить создавать рассказы собственного сочинения. Взаимодействие с родителями.
2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
3. Выставка книг собственного сочинения
«Мы писателями стали» для детей среднего и старшего возраста.
Апрель
1. Этические беседы: «Береги книгу», «Надо вещи убирать-не придется их искать» (о бережливости) .
2. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
3. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях
«дружба», «добро», «зло» и т. д.
Май
1. Подведение итогов.