Людмила Рузанова
Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Показателями социокультурной толерантности детей старшего дошкольного возраста являются толерантный тип поведения, способы культурной коммуникации в различных социальных средах; личностные качества: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства и уважение к другим; критичность и убежденность; инициативность и дисциплинированность; желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим; способность размышлять; готовность действовать, осторожность в конфликтной ситуации, отказ от ненужного риска. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории дальнейшего развития и успешной адаптации в динамично меняющемся поликультурном социуме. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Оформление детских садов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность его социализации. Ребенок старшего дошкольного возраста нуждается в сверстниках, в товарищах. В общении с ними он проводит большую часть времени. Ребенок как партнер по общению становится намного притягательнее, нежели взрослый. Совместные действия протекают более бурно. Ежедневно он помногу раз вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности, у него возникает чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. У ребенка возникает потребность во взаимопонимании - отличительная особенность личностной формы общения. Резко возрастает количество и острота конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой, причем сравнение направлено не на поиск общности, а на противопоставление себя и другого. Потребность в его признании, уважении становится главной в общении, как с взрослым, так и с ровесником. В практике общения детей в многонациональном сообществе нередко возникают конфликтные ситуации и, оставаясь своевременно не разрешенными, приобретают характер развивающихся непримиримых отношений, угрожая не только благополучному формированию личности, но и здоровью детей. При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует подчеркнуть, что одним из важных компонентов этих отношений выступает воля. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми, умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания, считаться с интересами товарищей, коллективов в целом, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам.
Отношение ребенка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Поэтому уже в дошкольном учреждении у детей необходимо формировать представление о многообразии человеческих отношений, вооружить моделями поведения, которые помогут им в жизни. Современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национальным составом, и не удивительно, что этот факт вызывает определенные трудности. Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них. В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей - необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой. Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться друг к другу. Так в игре, важно инициировать смену лидера независимо от национальной принадлежности ребенка.
Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод - процесс формирования отношений, общения ребенка в условиях, когда в группе представлены две и более нации, должен осуществляться через освоение элементов культуры, как своего народа, так и культуры людей, принадлежавших к другой нации. Педагог дошкольного учреждения должен строить педагогический процесс так, чтобы основным достоинством воспитания дети считали формирование таких отношений как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие. Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развивающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.