Папки-передвижки

Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Татьяна Алекберова
Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать

Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Краеведение – это комплексное изучение родного края, включая знания истории, географии, экологии, этнографии и искусствознания. Краеведческая компетенция предусматривает знание «Малой Родины», её природы, этнографии, материальной культуры и быта. Краеведение выступает и как одна из форм патриотического воспитания

Публикация «Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Актуальность. Изучение своего родного края, своей Малой Родины, своей семьи. Знания традиций, уклада жизни, культуры народов, этноса - все это в настоящее время является основополагающим, актуальным в вопросах как изучения, развития, также в вопросах воспитания. Вопросы само идентичности, воспитания уважения к людям разных национальностей, толерантности, также имеют важную роль в формировании личности детей дошкольного возраста.

Цель: создание условий для формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи:

1. Создание РППС, методической базы, дидактического материала для эффективной работы по вопросам краеведения;

2. расширение представлений воспитанников о малой Родине с точки зрения историко-географических понятий,

3. формирование представлений о народах, населяющих РБ, их культуре, быте, искусстве.

4. воспитание уважения к природе родного края;

4. формирование патриотических чувств, гражданского самосознания.

В современном обществе на данном этапе развития нашей страны одной из важнейших задач является патриотическое воспитание граждан.

Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей представления об окружающем мире, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, знакомить детей с такими понятиями как: «малая Родина», «Отчизна».

Правительством разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). В данном документе отмечена большая роль регионального содержания работы, которая предполагает «создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает : содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира».

Одной из важнейших задач в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволит воспитанникам с интересом и уважением относиться к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения к природным и культурным ценностям края.

Значимым в работе является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Этапы работы по краеведению :

1. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

По этому этапу у нас реализуется краеведческий познавательно-исследовательский проект «Дорогами чайный пути. Удунгинский тракт», цель которого создание условий для развития историко-географических представлений на основе познавательной, исследовательской и краеведческой деятельности в области представлений о Великом чайном пути.

2. Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания.

По второму вопросу- вопросу приобщения детей к культуре народов Забайкалья, у нас создан и реализуется проект «Мини-этнографический музей в ДОУ». Также идет работа по приоритетному направлению детского сада – этнокультурное воспитание детей. ДОУ является стажировочной площадкой по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских РБ, соответственно реализует УМК по этой теме.

3. Воспитание патриотических чувств, любви к своей родине.

Этот этап реализуется через проект

«Маленьким детям о большой стране».

Проект состоит из цикла мероприятий, событий, рассказывающий детям о великой стране, о важных событиях и великих людях, населяющих нашу малую Родину, наше Отечество

Цель проекта : воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, установления устойчивой связи поколений.

Проект образовательно-исследовательский;

По времени реализации: долгосрочный – 1 год.

Мониторинг в начале проекта позволил определить сильные и слабые стороны образованности воспитанников, в результате чего были намечены пути взаимодействия с детьми, разработаны направления и план работы, коррекционная и индивидуальная деятельность.

Цикл мероприятий:

Месяц Тема Цель РППС Методы Взаимодействие с родителями

Сентябрь Дом, в котором я живу Изучение семейных традиций. Вызвать у детей положительные эмоции учить внимательно относиться к памяти прошлого.

составление родословной. Фотографии семейные, фотоальбомы,

Коллажи

Карта

Беседы

Чтение литературы.

Работа по карте Сбор фотографий.

Семейное чаепитие в музее чая.

Октябрь Все флаги в гости к нам Геральдика: флаг РФ, флаг РБ, герб, Оборудование уголка краеведения НОД

Беседы

Игры

Изо-деятельность Составление родословной.

Выставка «Герб моей семьи»

Ноябрь День народного единства Изучение культуры, быта, фольклора, традиций народов, населяющих РБ Оборудование мини-этнографического музея «Добрые соседи» Музейная педагогика: экскурсии в музей.

Олимпиада «Мой город Улан-Удэ» Помощь в оборудовании музея экспонатами

Декабрь Богатыри Земли Русской Изучение исторических событий, героев легенд, былей, эпосов народов России. Экспозиция в мини-музее. Продуктивные виды деятельности Квиз для детей и родителей «Богатыри»

Январь Хороша родная сторона Изучение особенностей живой и неживой природы родного края Гербарии растений.

Альбомы

Литература, энциклопедии, Игры. Бурятии, рассматривание альбомов, картин.

Клубный час «Легенды седого Байкала» Помощь в сборе литературы.

Февраль Есть такая профессия – Родину защищать Герои наших дней, защитники Отечества сквозь времена. Уголок памяти военнослужащих, исполняющих свой долг на СВО.

Фото галерея защитников в ВОВ Квест «Один день в Армии» Встречи с военнослужащими- папами.

Март Тепло традиций Этно-квест «В лабиринте времени»

Апрель Тропой бескорыстной любви Воспитание любви к родному краю, природе, формирование экологических понятий. Путешествие по образовательному маршруту экологической тропы ДОУ

Май 9 мая День Победы Формирование патриотических чувств, гордости за героев ВОВ. Вело-пробег с родителями по историческим местам пос. Загорск.

Гостиная семейной культуры «Песни о главном» (песни времен ВОВ)

Июнь Добрые соседи Фестиваль дружбы народов

Непосредственно краеведческие игры, квесты, разработанные педагогами ДОУ приобщают ребенка к истории, археологии, географии, природе.

- Игра «Байкальская этника».

- Игра – викторина «Таежная, озерная, степная»

- Познавательно-исследовательская деятельность на основе макета «Удунгинский тракт».

- Олимпиады, викторины «Край родной и любимый»

- Природоведческие игры

Проблемы и риски проекта : Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем. Необходимо вести работу по воспитанию у ребёнка эмоционально-положительного отношения к местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Предполагаемый результат: Дети будут иметь представления о геральдике родного региона, страны, о карте, о цветовых обозначениях на ней, о том, что существуют разные области в стране и в Республике Бурятия, которые отличаются друг от друга по своим природным условиям; об образе жизни людей.

У большинства детей будут сформированы представления о быте, основных занятиях людей, живущих как в нашей Республике, так и за ее пределами: дети называют предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни разных народов.

Дошкольники будут иметь четкие представления о геральдических понятиях – страна, области и районы, столица, флаг, герб, президент, глава, гимн.

Дети будут проявлять познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобретут опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.

Итак, важно отметить, что занятия краеведением в ДОУ формируют у дошкольников стремление познавать окружающий мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности – самостоятельной, активной, свободной, ответственной.

В результате проведенной работы у детей появится интерес к географическим и историческим фактам. Дети станут устанавливать причинные и следственные связи, стремиться к родовидовым, пространственным и временным отношениям. Станут проявлять интерес к символическим «языкам», самостоятельно читать схемы и карты. Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени способствует не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и помогает овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений.

Новый подход к использованию исторического и географического материала даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к прошлому и будущему Родины.

Итог.

Приобщая детей к родной культуре, традициям, природе мы развиваем личность каждого ребенка. Грамотная организованная краеведческая работа позволит получить большой запас знаний, который поможет развивать и воспитывать достойного гражданина нашей страны, патриота, гармонически развитую личность.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Опубликовано: 12 января 2023 в 07:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алекберова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД