Папки-передвижки

Тренинг для педагогов. Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО

Юлия Тютюкова
Тренинг для педагогов. Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Березка» комбинированного вида

ТРЕНИНГ

Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО.

Подготовила:

музыкальный руководитель

высшей категории

Тютюкова Ю. С.

г. Обь - 2024 г.

Тема: Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников тренинга в ходе активного педагогического общения

Задачи:

1. Повысить теоретический и практический уровень подготовки педагогов – участников тренинга по данной теме.

2. Передача опыта путём комментированного показа приёмов и форм организации танцевально- игровой деятельности в контексте ФОП.

3. Создать эмоционально- положительный настрой, атмосферу взаимного доверия между участниками тренинга.

Форма проведения: тренинг.

Актуальность: Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с игровыми танцами и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Практическая значимость: состоит в том, что накопленный материал может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях.

Проблема: Данные проведенных наблюдений и диагностики показали, что у детей потребность в движении реализуется не полностью, самостоятельная двигательная активность практически отсутствует, имеет место низкое качество двигательных умений и навыков.

Научная новизна и теоретическая значимость: Новизной данного опыта является система работы по укреплению здоровья детей, их раскрепощению, сплочению детского коллектива и воспитанию художественного вкуса.

План проведения ММО:

1. Теоретическая часть.

Что такое танцевально-игровое развитие, его виды.

Что такое тренинг?

2. Практическая часть.

Примеры игр для развития танцевально- игрового творчества детей (старший возраст).

3. Рефлексия: «Дерево настроения»

Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина.

Танцевально-игровое развитие в детском саду несет с собой много пользы для общего развития детей.

Танцевально-игровое развитие способствует: укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус. Танцевально-игровое развитие также играет важную роль в эмоциональном выражении. Дети могут свободно выражать свои чувства и эмоции через движения, что способствует развитию эмоционального интеллекта. В процессе танца они учатся понимать и интерпретировать музыку, что влияет на их музыкальный слух и ритмические навыки.

Кроме того создают положительное и веселое пространство, в котором дети могут свободно выражать свою индивидуальность и творчески проявляться. Все эти аспекты в совокупности способствуют комплексному развитию личности ребенка и формированию его положительного отношения к физической активности и творчеству.

Танцевально-игровое творчество представляет собой разнообразные виды:

1. Танцевальные игры: Игры, где дети могут свободно выражать себя через танец, подражать движениям, создавать свои танцевальные комбинации.

2. Тематические пляски: Пляски, основанные на определенной теме или сюжете. Например, дети могут танцевать в стиле определенной культуры или под музыку, соответствующую определенному времени года.

3. Импровизация: Дети могут экспериментировать с движениями, создавая свои уникальные танцевальные выражения без строгих правил.

4. Музыкальные игры: Игры, сочетающие элементы музыки и движения, где дети реагируют на различные музыкальные сигналы танцем.

5. Ролевые игры: Игры, где дети принимают на себя роли персонажей и танцуют в соответствии с характером своего персонажа.

6. Сценические постановки: Создание небольших танцевальных постановок с элементами актерского мастерства, где дети могут воплощать определенные истории через танец.

7. Этнические танцы: Изучение традиционных танцев разных культур и стран, что способствует расширению культурного кругозора.

Плюсы танцевальных игр:

• Способ самовыражения,

• Освоение ребенком некоторых базовых танцевальных движений,

• Способ организации досуга.

Работу по развитию танцевально-игрового творчества дошкольников провожу в рамках музыкальных занятий. В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

- групповая форма

- подгрупповая форма

- индивидуальная форма (работа с солистами, одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал).

Так как наша встреча проводится в форме тренинга, то давайте узнаем, что же такое музыкально-игровой тренинг.

Музыкально-игровой тренинг – форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей.

Он представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.

Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.

Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-развивающую смысловую нагрузку.

Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:

• Коммуникативно – релаксирующие (способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения);

• Моторно – двигательные (развивают моторику и координацию);

• Музыкально – речевые (обеспечивают совершенствование речевых функций);

• Имитационно – моделирующие (способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами);

• Коммуникативно – тактильные; (способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений).

На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую танцы – игры на развитие коммуникативных способностей: «Здравствуйте, ручки», «Ладошки», «Разноцветная игра», «Найди себе пару» и др.

Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.

Предлагаю вам танцевально-игровое приветствие «Давайте поздороваемся» (в парах по кругу)

Это ты (руку положить на плечо партнёра)

Это я (руку себе на грудь)

Вместе мы с тобой друзья (свои ладони положить на ладони партнёра)

Ты подарок дорогой (погладить друг друга по голове)

И не нужен мне другой (обняться).

Мы с вами поздоровались, но чтобы быть счастливыми, нужно подарить друг другу улыбку.

«Подари улыбку». Дети встают в круг, в центре педагог начинает упражнение,

Все дети хлопают в ладоши. «По дорожке я иду и улыбку всем дарю». Идет по кругу, в конце фразы останавливается возле участника. «Улыбнись поскорей» здоровается за правую руку участника. «Вместе будет веселей» - взявшись за руки кружатся. Дальше все повторяется.

Развивает эмоциональность, умение общаться, выполнять движения в соответствии с текстом под музыку.

Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:

- «Танец, песня, марш».

Участникам раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Дети слушают небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.

- «Весело и грустно»

Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции.

Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.

Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения детей, использую дополнительные атрибуты: листья, снежинки, легкие цветные и однотонные шарфики, ленты, цветы из гофрированной бумаги, султанчики, бабочки. Различные шапочки, колпачки, игрушки, костюмы и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции. ("Вальс осенних листьев", "Снежная карусель", Хор рук "Бабочки и цветы" и др.)

Результат развития творческих способностей дети показывают на различных праздниках: танец с осенними листьями "Осенины", танец снежинок и этюд "Заколдованный лес", "Здравствуй елка", этюд "Бабочки и цветы", "Праздник цветов" и др., досугах и встречах с родителями: "Веселая Масленица", "Прощание с зимой".

Практическая часть

Предлагаю вашему вниманию примеры игр для развития танцевально игрового творчества детей (старший возраст)

Игра «Воробьи»

Цель: развитие у детей умений самостоятельно использовать движения, по- своему их комбинировать; развитие способности к самовыражению.

Ход игры:

1. Педагог заводит разговор о поведении воробьёв: «Как они сидят?», «Как они двигаются?», «Какие у них танцы?», «Как они разговаривают?»

2. Дети пробуют различные движения «как воробьи» под музыку. Можно двигаться на месте, осматриваться вокруг, порхать с места на место, пить воду, клевать зерно и т. д.

3. Садимся и обсуждаем наши импровизации. Дети рассказывают, как и что они делали.

4. Мы составляем небольшую двигательную форму.

5. Исполняем танец под музыку. Музыка: Госсек «Гавот».

Игра «Коробка с подарками»

Цель: Развитие у ребёнка двигательной импровизации, активности, способности к творчеству, воображению.

Игровой материал: ширма, детали костюмов.

Ход игры:

Педагог говорит детям, что скоро Новый год, придёт Дед Мороз с подарками. «Представьте, что мы все сейчас маленькие игрушки, и сидим в коробке, но вот коробка открывается, и оттуда выскакивают, например, клоуны. Они бегают, танцуют, смешат зрителей, потом постепенно опять заходят в коробку».

Затем коробка опять открывается, и оттуда выскакивают принцессы (зайчики, поросята, пираты, рыбы, сказочные герои).

Звучит соответствующая музыка.

Игра «Загадка»

Цель: развитие танцевальной импровизации, создание пластического образа.

Игровой материал: цветок, на руке бабочка или бантик на резинке.

Ход игры:

Предложить детям отгадать загадку и разыграть маленький спектакль, изображая всё то, о чём в ней говорится.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел.

А. Рождественская

Педагог:

• Бабочки, как и цветы, такие нежные и беззащитные. Кисти рук должны быть мягкими, гибкими.

Можно использовать музыку О. Мерлей «Миньон»

Варианты танца:

1. Лёгкий бег по кругу;

2. В маленьких кружках;

3. Кружение в разные стороны;

4. Кружение звёздочкой

5. Движение «ласточка»

6. Волнообразные движения руками.

Игра «Музыкальный инструмент»

Цель: Развивать практические навыки игры на музыкальных инструментах, ритмичность, звуковысотный слух, коммуникативные навыки.

Игровой материал: музыкальные инструменты.

Ход игры:

Дети идут по кругу, на полу перед детьми лежат музыкальные инструменты и говорят слова:

По дорожке Катя шла

Инструмент она нашла.

Ты на нем нам поиграй

Как зовется отгадай.

Игра «Оживший деревянный солдатик»

Цель: развитие воображения, определение частей в музыкальном произведении.

Игровой материал: детали костюма солдатика, барабан, игрушки.

Ход игры:

Предложить детям разыграть маленький спектакль под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

Например: До начала музыки солдатик стоит смирно, он ещё не ожил. Затем в начале марша разминает ручки, ножки, делает несколько «военных» движений (повороты, отдача чести, бьёт в барабанчик).

В середине произведения солдатик марширует, играя на барабане. В конце – складывает барабанчик, делает прощальный поклон, отходит к куче игрушек и вновь замирает – волшебство прекратилось.

Зеркало

У этой игры много названий: Зеркало, Обезьянки, Повтори движение, но суть одна. Участники разбиваются на пары и поочередно копируют друг друга. Стремимся к синхронности движений.

Магазин игрушек

Все участники получают роль игрушек. В магазин заходит ведущий (покупатель, подходит по очереди ко всем игрушкам, и включает их прикосновением. Дети под музыку изображают различные игрушки, например, заводную куклу, трансформера, машинку, лошадку, собачку и т. д. Ведущий выбирает одну игрушку, которая ему понравилась больше всех, «покупает» ее и этот игрок становится следующим ведущим.

Запрещенное движение

Все участники стоят в кругу и повторяют под музыку движения за ведущим. Но перед началом игры ведущий показывает одно движение, которое повторять нельзя. Если участник все-таки забудется и повторит это движение – он выбывает. Сложность движений и темп музыки зависит от возраста играющих детей.

Рефлексия «Дерево настроения».

Участникам раздаются вырезанные из бумаги плоды (яблоки, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на дерево.

Всем спасибо!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для родителей и педагогов «Игры на развитие внимания у дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Игры на развитие внимания у дошкольников» Консультация для родителей и педагогов: «Игры на развитие внимания у дошкольников» Внимание – это основа успешного обучения и адаптации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов. Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 10:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов. Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тютюкова (УИ 1928514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД