Юлия Тютюкова
Тренинг для педагогов. Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Березка» комбинированного вида
ТРЕНИНГ
Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО.
Подготовила:
музыкальный руководитель
высшей категории
Тютюкова Ю. С.
г. Обь - 2024 г.
Тема: Танцевально-игровое развитие дошкольников в контексте ФОП ДО.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников тренинга в ходе активного педагогического общения
Задачи:
1. Повысить теоретический и практический уровень подготовки педагогов – участников тренинга по данной теме.
2. Передача опыта путём комментированного показа приёмов и форм организации танцевально- игровой деятельности в контексте ФОП.
3. Создать эмоционально- положительный настрой, атмосферу взаимного доверия между участниками тренинга.
Форма проведения: тренинг.
Актуальность: Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с игровыми танцами и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.
Практическая значимость: состоит в том, что накопленный материал может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях.
Проблема: Данные проведенных наблюдений и диагностики показали, что у детей потребность в движении реализуется не полностью, самостоятельная двигательная активность практически отсутствует, имеет место низкое качество двигательных умений и навыков.
Научная новизна и теоретическая значимость: Новизной данного опыта является система работы по укреплению здоровья детей, их раскрепощению, сплочению детского коллектива и воспитанию художественного вкуса.
План проведения ММО:
1. Теоретическая часть.
Что такое танцевально-игровое развитие, его виды.
Что такое тренинг?
2. Практическая часть.
Примеры игр для развития танцевально- игрового творчества детей (старший возраст).
3. Рефлексия: «Дерево настроения»
Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку»
А. И. Буренина.
Танцевально-игровое развитие в детском саду несет с собой много пользы для общего развития детей.
Танцевально-игровое развитие способствует: укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус. Танцевально-игровое развитие также играет важную роль в эмоциональном выражении. Дети могут свободно выражать свои чувства и эмоции через движения, что способствует развитию эмоционального интеллекта. В процессе танца они учатся понимать и интерпретировать музыку, что влияет на их музыкальный слух и ритмические навыки.
Кроме того создают положительное и веселое пространство, в котором дети могут свободно выражать свою индивидуальность и творчески проявляться. Все эти аспекты в совокупности способствуют комплексному развитию личности ребенка и формированию его положительного отношения к физической активности и творчеству.
Танцевально-игровое творчество представляет собой разнообразные виды:
1. Танцевальные игры: Игры, где дети могут свободно выражать себя через танец, подражать движениям, создавать свои танцевальные комбинации.
2. Тематические пляски: Пляски, основанные на определенной теме или сюжете. Например, дети могут танцевать в стиле определенной культуры или под музыку, соответствующую определенному времени года.
3. Импровизация: Дети могут экспериментировать с движениями, создавая свои уникальные танцевальные выражения без строгих правил.
4. Музыкальные игры: Игры, сочетающие элементы музыки и движения, где дети реагируют на различные музыкальные сигналы танцем.
5. Ролевые игры: Игры, где дети принимают на себя роли персонажей и танцуют в соответствии с характером своего персонажа.
6. Сценические постановки: Создание небольших танцевальных постановок с элементами актерского мастерства, где дети могут воплощать определенные истории через танец.
7. Этнические танцы: Изучение традиционных танцев разных культур и стран, что способствует расширению культурного кругозора.
Плюсы танцевальных игр:
• Способ самовыражения,
• Освоение ребенком некоторых базовых танцевальных движений,
• Способ организации досуга.
Работу по развитию танцевально-игрового творчества дошкольников провожу в рамках музыкальных занятий. В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:
- групповая форма
- подгрупповая форма
- индивидуальная форма (работа с солистами, одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал).
Так как наша встреча проводится в форме тренинга, то давайте узнаем, что же такое музыкально-игровой тренинг.
Музыкально-игровой тренинг – форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей.
Он представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.
Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.
Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-развивающую смысловую нагрузку.
Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:
• Коммуникативно – релаксирующие (способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения);
• Моторно – двигательные (развивают моторику и координацию);
• Музыкально – речевые (обеспечивают совершенствование речевых функций);
• Имитационно – моделирующие (способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами);
• Коммуникативно – тактильные; (способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений).
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую танцы – игры на развитие коммуникативных способностей: «Здравствуйте, ручки», «Ладошки», «Разноцветная игра», «Найди себе пару» и др.
Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.
Предлагаю вам танцевально-игровое приветствие «Давайте поздороваемся» (в парах по кругу)
Это ты (руку положить на плечо партнёра)
Это я (руку себе на грудь)
Вместе мы с тобой друзья (свои ладони положить на ладони партнёра)
Ты подарок дорогой (погладить друг друга по голове)
И не нужен мне другой (обняться).
Мы с вами поздоровались, но чтобы быть счастливыми, нужно подарить друг другу улыбку.
«Подари улыбку». Дети встают в круг, в центре педагог начинает упражнение,
Все дети хлопают в ладоши. «По дорожке я иду и улыбку всем дарю». Идет по кругу, в конце фразы останавливается возле участника. «Улыбнись поскорей» здоровается за правую руку участника. «Вместе будет веселей» - взявшись за руки кружатся. Дальше все повторяется.
Развивает эмоциональность, умение общаться, выполнять движения в соответствии с текстом под музыку.
Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:
- «Танец, песня, марш».
Участникам раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Дети слушают небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.
- «Весело и грустно»
Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции.
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения детей, использую дополнительные атрибуты: листья, снежинки, легкие цветные и однотонные шарфики, ленты, цветы из гофрированной бумаги, султанчики, бабочки. Различные шапочки, колпачки, игрушки, костюмы и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции. ("Вальс осенних листьев", "Снежная карусель", Хор рук "Бабочки и цветы" и др.)
Результат развития творческих способностей дети показывают на различных праздниках: танец с осенними листьями "Осенины", танец снежинок и этюд "Заколдованный лес", "Здравствуй елка", этюд "Бабочки и цветы", "Праздник цветов" и др., досугах и встречах с родителями: "Веселая Масленица", "Прощание с зимой".
Практическая часть
Предлагаю вашему вниманию примеры игр для развития танцевально игрового творчества детей (старший возраст)
Игра «Воробьи»
Цель: развитие у детей умений самостоятельно использовать движения, по- своему их комбинировать; развитие способности к самовыражению.
Ход игры:
1. Педагог заводит разговор о поведении воробьёв: «Как они сидят?», «Как они двигаются?», «Какие у них танцы?», «Как они разговаривают?»
2. Дети пробуют различные движения «как воробьи» под музыку. Можно двигаться на месте, осматриваться вокруг, порхать с места на место, пить воду, клевать зерно и т. д.
3. Садимся и обсуждаем наши импровизации. Дети рассказывают, как и что они делали.
4. Мы составляем небольшую двигательную форму.
5. Исполняем танец под музыку. Музыка: Госсек «Гавот».
Игра «Коробка с подарками»
Цель: Развитие у ребёнка двигательной импровизации, активности, способности к творчеству, воображению.
Игровой материал: ширма, детали костюмов.
Ход игры:
Педагог говорит детям, что скоро Новый год, придёт Дед Мороз с подарками. «Представьте, что мы все сейчас маленькие игрушки, и сидим в коробке, но вот коробка открывается, и оттуда выскакивают, например, клоуны. Они бегают, танцуют, смешат зрителей, потом постепенно опять заходят в коробку».
Затем коробка опять открывается, и оттуда выскакивают принцессы (зайчики, поросята, пираты, рыбы, сказочные герои).
Звучит соответствующая музыка.
Игра «Загадка»
Цель: развитие танцевальной импровизации, создание пластического образа.
Игровой материал: цветок, на руке бабочка или бантик на резинке.
Ход игры:
Предложить детям отгадать загадку и разыграть маленький спектакль, изображая всё то, о чём в ней говорится.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел.
А. Рождественская
Педагог:
• Бабочки, как и цветы, такие нежные и беззащитные. Кисти рук должны быть мягкими, гибкими.
Можно использовать музыку О. Мерлей «Миньон»
Варианты танца:
1. Лёгкий бег по кругу;
2. В маленьких кружках;
3. Кружение в разные стороны;
4. Кружение звёздочкой
5. Движение «ласточка»
6. Волнообразные движения руками.
Игра «Музыкальный инструмент»
Цель: Развивать практические навыки игры на музыкальных инструментах, ритмичность, звуковысотный слух, коммуникативные навыки.
Игровой материал: музыкальные инструменты.
Ход игры:
Дети идут по кругу, на полу перед детьми лежат музыкальные инструменты и говорят слова:
По дорожке Катя шла
Инструмент она нашла.
Ты на нем нам поиграй
Как зовется отгадай.
Игра «Оживший деревянный солдатик»
Цель: развитие воображения, определение частей в музыкальном произведении.
Игровой материал: детали костюма солдатика, барабан, игрушки.
Ход игры:
Предложить детям разыграть маленький спектакль под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Например: До начала музыки солдатик стоит смирно, он ещё не ожил. Затем в начале марша разминает ручки, ножки, делает несколько «военных» движений (повороты, отдача чести, бьёт в барабанчик).
В середине произведения солдатик марширует, играя на барабане. В конце – складывает барабанчик, делает прощальный поклон, отходит к куче игрушек и вновь замирает – волшебство прекратилось.
Зеркало
У этой игры много названий: Зеркало, Обезьянки, Повтори движение, но суть одна. Участники разбиваются на пары и поочередно копируют друг друга. Стремимся к синхронности движений.
Магазин игрушек
Все участники получают роль игрушек. В магазин заходит ведущий (покупатель, подходит по очереди ко всем игрушкам, и включает их прикосновением. Дети под музыку изображают различные игрушки, например, заводную куклу, трансформера, машинку, лошадку, собачку и т. д. Ведущий выбирает одну игрушку, которая ему понравилась больше всех, «покупает» ее и этот игрок становится следующим ведущим.
Запрещенное движение
Все участники стоят в кругу и повторяют под музыку движения за ведущим. Но перед началом игры ведущий показывает одно движение, которое повторять нельзя. Если участник все-таки забудется и повторит это движение – он выбывает. Сложность движений и темп музыки зависит от возраста играющих детей.
Рефлексия «Дерево настроения».
Участникам раздаются вырезанные из бумаги плоды (яблоки, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на дерево.
Всем спасибо!