Светлана Фесенко
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.
Фесенко С. И. ,
воспитатель 1 категории
МБДОУ д/с № 88 г. Белгорода
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Главное внимание в работе авторы уделяют возможности применения культурных практик, позволяющие создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик» размещена в разделах
Ключевые слова: коммуникативные умения, общение, коммуникация, культурные практики, развитие речи.
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас, хорошо развитую речь, умеющие свободно общаться. Проблема коммуникации в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов.
Формирование коммуникативных умений - важное условие развития человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее социальное и личностное развитие.
Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться. Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики и проблемами в жизни.
Особую значимость сформированности коммуникативных умений у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача. Однако формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы[4].
Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Н. Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта»[2].
Н. А. Короткова отмечала, что культурные практики по сути, «интрига» возраста состоит в столкновении изначального игрового - процессуального (непрагматичного) отношения ребёнка к реальности (опробования себя в ней) с дифференцированными, идущими от взрослого видами деятельности, требованиями специфических средств-способов, и в постепенном (без форсирования) «разламывании» диффузной инициативы ребёнка на разные её направления (сферы) [1, с. 20].
В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности, они помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Однако в век информационных технологий, перегруженности взрослых, недопонимания значимости проблемы непосредственное общение зачастую уходит с первого плана.
Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:
• между необходимостью формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием культурных практик в деятельности педагогов детских садов и родителей (законных представителей);
• между осознанием значимости процесса формирования коммуникативных умений и осуществлением комплексной работы, на основе закрепления полученных умений и навыков в различных видах детской деятельности;
• между деятельностью, направленной на формирование всех коммуникативных умений и навыков и знаниями о приемах и правилах вербального общения, способностями понимать и использовать на практике невербальные средства общения.
Коммуникативные умения – это умение легко вступать в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.
К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.
Исходя из вышесказанного, мы определили основные коммуникативные умения, которые необходимо формировать у детей дошкольного возраста :
• умения слушать и слышать другого;
• умение участвовать в свободной беседе;
• умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
• умение понимать чувства и настроения другого;
• умение осмысливать свои поступки и поступки другого.
Следовательно, коммуникативные умения – это те умения, которые можно и нужно формировать. Другими словами, нужно обучать детей умению общаться, обучать культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Характерной особенностью нашего времени является усиление культурологических основ образования. Как подчеркивается в работах Т. Б. Алексеевой, Е. В. Бондаревской, Н. Ф. Головановой, Н. Б. Крыловой, современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе [3].
Культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями и способами самовыражения.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы.
При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Широкое использование культурных практик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми, позволяет детям активно изучать и осваивать окружающий мир, способы общения.
Данная деятельность помогает многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, самоутвердиться. Активный словарь детей значительно пополняется. Изменяется характер общения детей со взрослыми : значительное место стали занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, дети приобретают новые навыки коммуникации.
Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- 208 с.
2. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
3. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении : история и современность: Сб. статей. М. : Индрик, 2007. С. 132-138
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155.