Костюк Надежда Геннадиевна
Формирование коммуникативных способностей в группе раннего возраста в проектной деятельности по технологии В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных способностей в группе раннего возраста в проектной деятельности с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игр»
Проектная деятельность полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Публикация «Формирование коммуникативных способностей в группе раннего возраста в проектной деятельности по технологии В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На данный момент проблема коммуникативного развития детей вызывает серьёзную тревогу. Всё чаще мы сталкиваемся с нарушением в сфере общения. Не секрет, что лучшим время препровождения для современного ребёнка стали телевизор, компьютер, телефон. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Таким образом, возник проект по формированию коммуникативных способностей у детей раннего возраста.
Цель нашего проекта – это формирование коммуникативных способностей, направленных на общение и совместную деятельность со сверстниками.
Отсюда мы ставим задачи:
1. Пополнение предметно пространственной среды;
2. Развивать словарный запас ребёнка с помощью развивающей среды «Фиолетовый лет» по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игр»;
3. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
4. Развитие у детей игровых умений, воображения и творческих способностей;
5. Обучать детей грамотно выходить из конфликтных ситуаций.
Методы реализации проекта.
При выполнении задач поставленных перед нами мы стали воплощать с помощью развивающих занятий по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игр» в развивающей среде «Фиолетовый лес».
Проект можно поделить на несколько этапов:
1. Изучение особенностей поведения детей; исходный уровень сформированных коммуникативных способностей на основе диагностических методик;
2. Формирование отношения к сверстникам, а так же форм своего поведения при коррекционно-развивающих занятий направленных на взаимоотношения детей; развитие воображения и эмоциональной отзывчивости; закрепление новых положительных проявлений каждого ребёнка, определяемых повторной диагностикой.
3. На третьем этапе подводятся итоги, выстраиваются перспективы дальнейшего развития детей.
В проекте большую часть уделялось занятиям на формирование дружеских отношений к сверстникам, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Первый этап. Октябрь. В первом этапе нашего проекта мы уделили исследовательской работе по выявлению уже имеющихся коммуникативных способностей. У детей раннего возраста мы использовали следующие критерии:
1. Желание вступать в контакт
2. Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3. Знание норм и правил, которым необходимо соблюдать при общении с окружающими.
Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.
Второй этап. Ноябрь - Апрель. Здесь мы планируем провести коррекционные работы, по формированию коммуникативных способностей применяя развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игр». Самая подходящая для этого среда «Фиолетовый лес» в процессе игры дети учат общаться с друг другом, поддерживают друг друга. При формировании коммуникативных способностях необходимо развитая речь. Дидактическая игра с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» должны содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересным персонажем или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.
Использование среды «Фиолетовый лес» и дидактические игры в работе воспитателя способствуют развитию речевой активности детей. Учат дошкольников нестандартному мышлению.
Речевое развитие предполагает достаточно хорошее владение ребенком устной речью, умение выражать свои мысли и желания и использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Развивающая среда «Фиолетовый лес» даёт нам такую возможность не говоря уже о сказках, прилагаемые к этим играм которые можно сочинить самим используя персонажей фиолетового леса при формировании коммуникативных способностей. «Фиолетовый лес», так же способствует сенсорному и познавательному развитию (игра «Приклей, отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики у детей). Игры «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька», «Шнур Грамотей» — вот далеко не полный список игр, позволяющих решать задачи речевого развития ребенка.
Кроме этого будут использоваться коммуникативные беседы, игры на различные темы с применением сказочных героев («Ласковое имя», «Вместе играем», «Чудеса и приключения»). Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры («Зайцы», «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Учись танцевать»). Подвижные игры («Веселые ребята», «Совушка», «Космонавты», «Рыбак и рыбаки», «Карась и Щука»). Психогимнастика и ауторелаксация («Путешествие на море вместе с Краб Крабычем», «Театр марионеток», «Цапля-ворона-воробей»). Коррекционные занятия («Давайте поиграем!», «Радужные гномы»). Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» с помощью сказки используя сказочных персонажей фиолетового леса. Психологические этюды («Дождик», «Подснежник», «Цветок»). Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы. Обыгрывание эмоционального состояния («Злой, печальный, недовольный радужный гном»).
Дидактическая игра с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» должны содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересным персонажем или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.
Использование среды «Фиолетовый лес» и дидактические игры в работе воспитателя способствуют развитию речевой активности детей. Учат дошкольников нестандартному мышлению.
Третий этап. Май. Использование среды «Фиолетовый лес» и дидактические игры в работе воспитателя способствуют развитию речевой активности детей. Учат дошкольников нестандартному мышлению.
При подведении итогов проекта по формированию коммуникативных способностей, мы можем сказать, что с задачами мы справились, цель была достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Ваукуленко, О. М. Вотиной. – Санкт – Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.- 176с.
2. Умные игры в добрых сказках. Парциальная программа. Макукина С. В.
3. Харько, Т. Г. Методика познавательно - творческого развития дошкольников / Т. Г. Харько. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2019.-192с.