Татьяна Салугина
Формирование интереса к утренней гимнастике у детей младшей группы через использование художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей, дети часто болеют всевозможными простудными заболеваниями, бронхитами, аллергическими заболеваниями.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС, где на первое место поставлены задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности.
Публикация «Формирование интереса к утренней гимнастике у детей младшей группы через использование художественного слова» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Одним из средств укрепления здоровья детей является утренняя гимнастика. Гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Вопросами изучения утренней гимнастики занимались такие авторы, как Л. Д. Глазырина, М. К. Дударева, В. А. Овсянкин, Э. Я. Степаненкова, Д. В. Хухлаева и др.
Гимнастика – это понятие довольно широкое, определяемое как одно из основных методов и средств всестороннего физического воспитания. Она является обязательным компонентом базового физического воспитания.
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые нацелены, «зарядить», настроить индивида на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается во влияние на организм с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.
После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Утренняя гимнастика в детском саду проводится ежедневно до завтрака в летнее время на свежем воздухе, зимой проводится – в помещении. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в продуманной гигиенической обстановке, правильно подобранными комплексами физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи:
1) Оздоровительная:
• «разбудить организм»;
• активизировать деятельность всех важных систем организма;
• настроить организм его на рабочий лад;
• стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать формированию правильной осанки, закаливанию, предупреждать возникновение плоскостопия.
2) Образовательная:
• закрепление двигательных умений и навыков (прыжки, ходьба, лазание и т. д.);
• развитие физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, координация, сила, и т. д.).
3) Воспитательная:
• развитие дисциплинированности, организованности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе ровесников [26].
Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики.
Традиционная (с включением ОРУ).
Игрового характера. Построена на п / и разной интенсивности с различными образовательными задачами. В вводной части- игра малой подвижности, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных основных движений; в заключительной части – игра малой подвижности, упражнения на восстановления дыхания, хороводы.
С использованием полосы препятствий.
С включением оздоровительных пробежек.
Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, бег, прыжки, танцевальные движения. Уникальность ритмической гимнастики состоит в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех суставов и мышц. Ритмическая и веселая музыка создает радостные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.
Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Воспитатель показывает карточку детям, они самостоятельно выполняют. Используется в основном в старшем дошкольном возрасте.
В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.
Утренняя гимнастика включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые нацелены, «зарядить», настроить индивида на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается во влияние на организм с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в продуманной гигиенической обстановке, правильно подобранными комплексами физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155. - Москва: Сфера, 2016. - 52с. - ISBN 978-5-534-00952-1. - Текст: непосредственный.
2 Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками / Е. Н. Борисова. – Москва : Глобус; 2009. - 140 с. - ISBN 978-5-91497-051-9. – Текст : непосредственный.
3. Васильева, Е. В. Методические рекомендации для воспитателей по оформлению и организации уголка для родителей в ДОУ / Е. В. Васильева, В. Н. Дремлюга // Молодой ученый. - 2019. - № 9. - С. 26-30. - Текст : непосредственный.
3 4. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – Москва : Владос, 1999. - 262с. - ISВN 5-691-00254-6. – Текст : непосредственный.
5. Григорьев, О. А. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях : учебное пособие / О. А. Григорьев, Н. А. Карлова, Ю. Г. Черных. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – 91 с. - ISBN 5-88519-267-7. -Текст : непосредственный.
6. Дударева, М. К. Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду / М. К. Дударева //Дошкольное образование. - 2017.-№3.- С. 1-6. - Текст : непосредственный.
4 7. Ефименко, Н. Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве : учебное пособие / Н. Н. Ефименко. – Москва : Дрофа, 2014. - 187 с. - ISBN 978-5-408-00256-4. – Текст : непосредственный.