Анна Соколова
Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр и игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье представлено рассуждение о формировании нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, через личный пример взрослого человека как носителя социального опыта, норм и правил, а так же через игровую деятельность.
Ключевые слова: игра, нравственные ценности, доброта, справедливость, требования к игрушке.
В современной психологии игра рассматривается, как способ познания себя и мира через моделирование воображаемой ситуации, манипулирование с целью получения впечатлений.
Публикация «Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр и игрушек» размещена в разделах
В дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функцию игр.
В ФГОС дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. Образовательная область «социально-коммуникативное развитие» - направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Область – «познавательное развитие» - предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ФГОС ДО обозначает значимость развития такого направления как система общечеловеческих ценностей на этапе дошкольного детства.
У детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу.
Общечеловеческие ценности - реальность. Все люди в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет. В этом смысле у человеческого рода есть право на жизнь, право на существование, развитие на самоопределение. Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире “вещи”, которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость - считались качествами, недостойными “настоящих людей”.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма – это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной ситуации. В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности. Р. С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстаё т перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая и вторая функция реализуются в двух формах : стихийно и целенаправленно. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных ценностей у дошкольников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, выставляя себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается нравственных ценностей.
Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей, по мнению С. А. Козловой, играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Повышению эмоциональной активности помогают игры драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке к празднику, и вне образовательной деятельности детей.
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. Игры-драматизации, как обозначает Н. С. Карпинская представлены играми на основе текстов этического характера, а также играми на основе проблемных ситуаций из жизни детей и сюжетов сказок. Формирование нравственных ценностей способствует понимание переживаний персонажей, приятие их в последующие «проживание» в ходе драматизации описанных в тексте событий.
Л. В. Артемова отмечает, что тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизационных постановка. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т. е. решение возрастных задач развития. Игрушка должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому.
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей, является анти игрушкой : в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.
Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу является кукла. Играя с куклой ребенку легче проявить свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.
Источники и литература:
1. Абраменкова, В. А. Осторожно: Антиигрушка! Дошкольное воспитание. 2005. № 4
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1991.- 127 с.
3. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А. : - СПб. : «ДЕТСТВВО-ПРЕСС», 2007 - 192 с.
4. Карпинская, Н. С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей//Художественное слово в воспитании дошкольников-М. ,1972. - 134с.
5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 13-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
6. Новоселова, С. Л и др. Педагогические требования к игрушке / Игра дошкольника // Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1989. - 147с.
7. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» - URL :https://минобрнауки. рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29.