усова ирина юрьевна
Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений дошкольников с детским церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный государственный Стандарт (ФГОС) характеризуется системно - деятельностным подходом, в котором главное - развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОС ДО. Современные дошкольники в целом, и дети с особыми образовательными потребностями в частности, должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и фундамент гармоничного развития личности, ее социальной и в дальнейшем - профессиональной успешности.
Публикация «Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений дошкольников с детским церебральным параличом» размещена в разделах
Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы в детском возрасте во всех странах мира. Это заболевание тяжело поражает не только двигательную систему, но и вызывает нарушение речи и интеллекта. Диффузное поражение головного мозга на ранних этапах его формирования приводит к сенсорным и речевым нарушениям у детей с ДЦП. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, т. к. оно тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи. Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия.
У детей с ДЦП в силу двигательной недостаточности формирование сенсорного восприятия нарушено на самых ранних этапах его становления.
Патологическое состояние зрительного и слухового восприятия в результате поражения рецепторных систем приводит к недоразвитию фонетико-фонематических представлений у детей.
У детей с ДЦП в силу фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченного их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности [1].
Одной из центральных задач в логопедической практике с детьми, страдающими ДЦП, является работа по формированию и коррекции фонетико-фонематических представлений. Это является базовым компонентом развития сенсорной системы, созданием условий для формирования сенсорных эталонов. В основу логопедической работы был положен принцип комплексного подхода, предложенный Л. С. Выготским. Суть его состоит в том, что он предлагает поэтапно развивать сохранный потенциал ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Естественно, способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память и т. д. вырабатывается у ребенка не сразу, а в результате постепенного речевого развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный звуковой комплекс, который обладает определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется способностью различать фонемы, входящие в состав слова. Это происходит с одновременным интенсивным овладением активным словарем.
У ребенка постепенно формируются такие дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным признакам. У детей с ДЦП отмечаются нарушения становления фонетико-фонематической системы. Эти расстройства проявляются в недостаточности слухового ритма и нарушении динамического праксиса (ребенок тяжело переключается с одного звука на другой, ему трудно сливать 2 звука, два слога, организовывать фразу, искажение звуко-слоговой структуры слова, замены звуков. Слуховой анализ особенно нарушен при гиперкинетической форме ДЦП. Часто отмечается снижение слуха на высокочастотные тона (по типу нейросенсорной тугоухости, ребенок не различает звуки «т-д», «к-г», «х», «л», недостаточно озвончает звуки «с», «д», «ч» и поэтому не использует их в связной речи. Для многих детей с церебральными параличами характерна слабость слухового внимания, трудности локализации звука, что затрудняет понимание обращенной речи.
В первые годы дошкольного периода (3-4 года) у детей с ДЦП отмечаются нарушения сенсорных функций различной тяжести (в зависимости от преимущественной локализации поражений мозга и характера нарушений мышечного тонуса). Способность к слуховому восприятию фонем снижена, недостаточно сформирована ориентировочно-поисковая реакция на звучание предмета, ребенок затрудняется в различении неречевых звуков и звучания музыкальных инструментов, в выделении лепетной и полной формы слов из речевого потока.
Поэтому с первых же занятий нужно воспитывать слуховое восприятие.
Выделяют обычно пять ступеней формирования фонематического восприятия :
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
3. Различение близких по звуковому составу слов.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
Для детей с низким уровнем развития фонематического восприятия некоторые упражнения могут быть упрощены, при этом количество упражнений по закреплению того или иного навыка увеличивается.
Работа начинается с развития слухового внимания при помощи ярко звучащих игрушек. Необходимо воспитывать у ребенка возможность определения направления звука, способствуя тем самым развитию первых слухо-зрительных и слухо-моторных условных связей. Все игрушки у ребенка должны быть озвучены, он должен уметь различать разные звуки, затем учиться подражать им. В работе с детьми трехлетнего возраста, у которых наиболее выражена несформированность восприятия звуковых сигналов, можно использовать следующие игровые задания:
Игра "Коробочка гремит"
Цель: дифференцировать неречевые звуки.
Ход игры. Логопед предлагает детям послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщает услышанное: "Коробочки гремят". Ставит все коробочки на стол в один ряд.
Предлагает детям потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Просит найти две одинаково звучащие коробочки.
Использование грецких орехов, склеенных киндер-сюрпризов с различными наполнителями (горох, монеты, спички и т. д.)
Использование записанных на пленку звуков, которые нас окружают (скрип двери, звонок в дверь, звук бьющегося стекла) и др.
Игра «Поставь по порядку»
Цель: запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.
Ход игры. Логопед показывает музыкальные инструменты, которые в ходе игры они должны будут узнать по звучанию. Затем играет на каждом из них на глазах у детей. Говорит: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".
Логопед предлагает детям поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Рассказывает им о правилах игры: "Я буду играть, а вы внимательно слушайте, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней".
Игра «Барабан»
Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).
Ход игры. Ребенку демонстрируется стук барабана, затем звукоподражание: «Бум-бум». Далее логопед показывает имитационное движение раскрытой ладонью по столу, побуждая малыша к одновременному звукоподражанию. По просьбе взрослого ребенок выбирает барабан из ряда звучащих предметов (игрушки находятся перед малышом). Большое внимание уделяется имитационным движениям, согласованным со звукоподражанием.
Игра «Игрушки в корзине»
Цель: учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом.
Ход игры. Ребенку предлагается раскидывать на ковер игрушки из коробки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». А в конце игры взрослый помогает малышу собирать игрушки в корзиночку.
Игра "Паровозик"
Цель: выделять звук У из ряда других звуков, дифференцировать низкий и высокий звуки.
Ход игры. Логопед показывает детям игрушечный паровозик. Прочтите рифмовку:
Паровозик наш бежит
И гудит, гудит, гудит.
Предлагает ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит "гудок" паровоза (звук У). При произнесении звука У прикрывает рот экраном. Звуки произносите неторопливо и четко А, У, А, О, И, Ы, У.
Игру можно усложнить: измените действия (покатайте паровозик, спойте песенку паровоза вместе с ребенком). Предлагает детям покатать маленький паровозик после того, как играющий услышит тихо произнесенный звук У.
Игра «Три медведя».
Цель: учить ребенка различать на слух высокий и низкий голоса, вырабатывать умение повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах.
Ход игры. Взрослый рассказывает ребенку сказку «Три медведя», сопровождая рассказ показом соответствующих картинок или игрушек и подражая различным голосам медведей. Затем просит ребенка также попробовать передать голоса трех медведей в нужной тональности.
Варианты:
1) «Угадай, кто сказал?» : ребенку предлагается угадать, какой из медведей говорит за ширмой, и показать соответствующую картинку.
2) Использование двух и более игрушек, различных по размеру (корова, собака, кошка, мышка).
По мере накопления фонематического опыта ребенок овладевает достаточным слуховым восприятием, лучше локализует звук в пространстве, что улучшает понимание обращенной к нему речи. У ребенка формируются навыки ощущения звучания, их распознавания и различения, определенные направленности звучания.
Организуя работу по коррекции фонетико-фонематических представлений, логопед учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности детей с ДЦП.
Список литературы
1. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л. : Медицина, 1997. – 117 с.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Мастюкова, Е. М, Ипполитова, М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом : Книга для логопеда. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
4. Программа воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста. Москва. 1996 г.
5. Хельмут Кнупфер, Фридрих Вильгельм Ратке. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом : Руководство для родителей, педагогов, и физиотерапевтов. Марбург, 1994. – 124с.
6. Шипицына, Л. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. – 1999. – № 5. – с. 3-10.