Людмила Карцева
Формирование геометрических представлений у детей в соответствии с возрастными особенностями
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №109 г. Пензы «Планета детства»
Консультация для педагогов
Формирование геометрических представлений у детей в соответствии
с возрастными особенностями
Подготовила:
Карцева Л. В. ,
воспитатель старшей группы №1
г. Пенза.
Содержание.
1. Особенности развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей.
1.1. Механизмы восприятия формы.
Публикация «Формирование геометрических представлений у детей в соответствии с возрастными особенностями» размещена в разделах
1.2. Этапы восприятия геометрических фигур :
2. Задачи и технологии развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей.
2.2. Технологии развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей.
3. Занимательный математический материал по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами Дидактические игры Развлечения Логические игры и задания
3.1. Математические развлечения
4. Заключение.
5. Литература.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В дошкольном возрасте развитие восприятия происходит очень интенсивно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности.
Форма - это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур. Развитие представлений о форме предметов является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе
- зрения,
- осязательно-двигательного восприятия,
- называния словом.
Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
1.1. Механизмы восприятия формы.
1. Младенчество: хватание предметов и манипуляция с ними.
2. Второй год жизни: манипуляция, обследование предмета (направленные действия).
3. Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд - по центру предмета (для обследования формы используется осязательно-двигательный путь).
4. Пятый-шестой годы жизни: ощупывание предмета обеими руками.
5. К семи годам: дети последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.
1.2. Этапы восприятия геометрических фигур :
I этап.
Дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов :
цилиндр — стаканом, столбиком;
треугольник — крышей и т. п.).
II этап.
В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами
цилиндр - как стакан,
шар похож на мячик и т. п).
III этап.
Воспринимают геометрические фигуры как эталоны
(платок квадратный, пуговица круглая и т. д.).
Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).
Этапы восприятия свойств геометрических фигур :
I этап.
Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны, не замечает сходства и различия.
II этап.
Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).
III этап.
Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького). Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр).
2. ЗАДАЧИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ
2.1. Задачи развития представлений о форме предметов у дошкольников.
1. - Задачи развития представлений о форме предметов у детей 2-3 лет.
- Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
2. - Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 3-4 лет. Познакомить детей с геометрическими фигурами : кругом, квадратом, треугольником.
-Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
3. - Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 4-5 лет.
-Развивать представление детей о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
-Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
- Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
-Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
-Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой - маленький (куб, шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами : тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
4. - Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 5-6 лет.
- Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
-Дать представление о четырехугольнике : подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
-Развивать у детей геометрическую зоркость : умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы : книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
-Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
- Задачи развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 6-7 лет.
-Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке.
-Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
-Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
-Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Н. А. Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследованию предметов, определяя форму как их основной признак. В этой модели выделяется пять компонентов:
1. Целостное восприятие предмета;
2. Анализ предмета — вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется., уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;
3. Двигательно-осязательное ощущение формы - обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;
4. Вновь целостное восприятие предмета;
5. Построение модели из заданных форм или частей.
На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика — последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3. Е. Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Р. Л. Непомнящая).
1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.
2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.
3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.
4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.
5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.
6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).
7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.
2.2. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ
В каждой возрастной группе технология ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.
1. - Вторая младшая группа (3-4 года) : дети учатся различать
шар и куб; круг и квадрат,
пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб,
куб и брусок — кирпичик;
круг и квадрат;
шар и круг;
куб и квадрат.
При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур : «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?»
Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.
5. - Средняя группа (4 – 5 лет) :
Более детальное обследование геометрических фигур. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом:
прямоугольник с квадратом,
, цилиндр с кубом или шаром.
От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению.
Основными приемами могут быть:
- практические действия с предметами (катают, ставят);
- накладывание и прикладывание;
- обведение по контуру,
- ощупывание;
- упражнения в группировке и упорядочивании,
- дидактические игры,
- упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур;
- сопоставление форм предметов с геометрическими образцами;
- анализ сложной формы.
От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2— 4 частей: неваляшка, машина и т. д.).
Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Т. В. Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами : задания на усвоение геометрических фигур; задания на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами; Задания на пространственный анализ составной формы.
6. Старшая группа (5 – 6 лет) :
В старшей группе обследование геометрической фигуры становится еще более подробным и детальным. Важным элементом методики является измерение условной мерой.
Работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на основе
сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3—4 фигуры каждого вида, например четырехугольники. Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур : выкладывание из палочек, полосок бумаги. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники». В результате определенной работы дети овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности, на занятиях по конструированию. Старшие дошкольники учатся расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине (размеру).
Особое внимание в старшей группе следует уделять изображению геометрических фигур; выкладыванию из счетных палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным (около стола воспитателя, так и раздаточным материалом. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Знания о геометрических фигурах широко используются, уточняются, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию. В объемных фигурах (таких как цилиндр, куб) дети выделяют и называют боковые стороны и основания. При этом их можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью. Дети выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, переконструируют их. В процессе такого обучения обогащается «математическая» речь детей.
7. - Подготовительная группа к школе(6-7 лет).
Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины, делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности. Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т. д.
3. Занимательный математический материал по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами Дидактические игры Развлечения Логические игры и задания
1 .Для детей младшего и среднего дошкольного возрастов в основном используется три группы дидактических игр и упражнений:
1). На усвоение особенностей геометрических фигур.
Например:
«Назови геометрическую фигуру»,
«Домино фигур»,
«Угадай, что это?»,
«Чудесный мешочек»
2).Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.
Например:
«Найди предмет такой же формы»,
«Что лежит в мешочке»,
«Геометрическое лото»,
«Найди то, что я тебе покажу»,
«Магазин»,
«Поручения».
3).Анализ сложной формы.
«Выкладывание орнамента»,
«Из каких фигур состоит предмет»,
«Разрезанные картинки»,
«Склеим чайник»,
«Составь целое из частей»,
«Изменилось ли?».
2 В старшей и подготовительной к школе группе можно провести игры и упражнения со следующим содержанием:
1) ознакомление с разновидностями геометрических фигур;
2) овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);
3) аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов («Мы составляем Петрушку», «Мастер с молотком», «Выложи из цветной мозаики», «Придумай сам» и др.); развивающие игры: «Фабрика», «Обручи», «Дерево» и др. (А. А. Столяр). “Танграм”, “Кубики для всех” Игры с блоками, палочками Кюизенера.
3.1. Математические развлечения
В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.
Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры - головоломки, математические квадраты, математические фокусы и др, все это может использоваться в качестве математического развлечения
В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается :
• логическое мышление и связная речь;
• ориентация в пространстве, моторика.
• наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
• умение обобщать, классифицировать, выделять главное.
Заключение.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними. Однако, то, что эти представления есть у ребенка, позволяет предположить, что в процессе целенаправленного обучения с помощью моделей могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания геометрических фигурах.
Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.
Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующемся у него представлении о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами. Что ведет к возникновению новых представлений о них. При этой большую роль играют не только практические действия предметами, год также и называние предметов и их свойств. Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах. Рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх. Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).
Отсюда следует вывод о необходимости обучать правильным приемам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др0, а также учить детей группировать геометрические фигуры по форме, размеру, цвету, подчеркивая этим инвариантность форм; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
Для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать геометрические представления.
Литература.
1.«От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ,2015. – 368 с.
2. Формирование элементарных математических представлений : Старшая группа. - М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2015.-80 С.