Помелина Людмила
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелётные птицы Приморского края» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию "Перелётные птицы Приморского края" в подготовительной группе
Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах Приморского края.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления о перелетных птицах: узнавать по внешнему виду и называть их. Познакомить с водоплавающими птицами, их повадками и средой обитания. Обогатить словарь новыми словами: вожак, стая, непогода, перепонки на лапках, названия птиц: журавли, цапля, стрижи, скворец, грач, соловей, водоплавающие. Продолжать учить полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 5 – 6 слов.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к птицам, их природным особенностям, умение выстраивать логическую взаимосвязь, делать выводы. Развивать внимание и память. Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к родному краю, природе, воспитывать интерес к окружающей природе, заботливое отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Материал и оборудование: декоративное озеро с водоплавающими птицами: лебедь, цапля, утка мандаринка, дикие гуси. Изображения обитателей водоема: лягушки, рыбки, водоплавающие насекомые, жуки-плавуны. Камыш, лотос для оформления водоема. Атрибуты перелетных птиц: скворец, грач, ласточка, журавль, соловей и др.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети здороваются с гостями
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:
Кто отправился в полет
В клюве веточку несет?
Гнездышко вьют, красиво поют,
А наступят холода
На юг отправятся тогда.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Это птицы.
Проводит дидактическую игру «Птички». 5 пар упражнений артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.
1. Голодные птички
Птенчики в гнезде.
2. Почистим наши клювики.
Почистим наши крылышки.
3. Веселые птички
Посидели – улетели
4. Птички на веточках.
Птички на веточках
5. Шустрые червячки
Шустрые червячки.
Воспитатель: Ребята, в какую игру мы с вами играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы играли в птичек. А как вы думаете, о ком мы сегодня на занятии будем говорить? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. О птицах.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю Вас отправиться в путешествие по тропинке. Куда, привела нас тропинка? (Ответы детей)
Звучит музыка Чайковского «Времена года «Осенняя песня»
Воспитатель: Правильно! Мы с Вами оказались в осеннем лесу. Русский поэт Иван Алексеевич Бунин писал: Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный…
Березы желтые резьбой
Блестят в лазури голубой…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Воспитатель: Дорогие, ребята, осенняя природа дарит нам много ярких красок, света. Родного леса не узнать, так он изменился. Ребята, тропинка привела нас к озеру
Воспитатель: Посмотрите, кто обитает в этом водоеме?
Дети: Здесь обитают разные птицы.
Воспитатель: каких птиц Вы узнали?
Дети: Это лебедь, цапля, утка-мандаринка, серый гусь, утка кряква и серая утка.
Воспитатель: какие растения в этом водоеме произрастают?
Дети: кувшинки, камыш и др.
Воспитатель: кто еще обитает в водоеме?
Дети: рыбы, лягушки, насекомые, жуки плавунцы и т. д.
Воспитатель: Дети, вы правильно назвали обитателей водоема, но в водоеме обитают еще малюски, головастики лягушек. Почему мы видим рыб, лягушек и других обитателей? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что вода прозрачная. А как вы, думаете, почему к водоему прилетели эти птицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. А почему эти птицы обитают в водоемах? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Здесь птицы находят себе пропитание.
Воспитатель:. А чем питается лебедь? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, рыбками и насекомыми, водными растениями, малюсками. Лебедь опускает голову в воду и достает корм с большой глубины благодаря своей длинной шее. Чем питаются утки и гуси? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, насекомыми, червями, корневищами растений и даже рыбной икрой. Есть утки, которые ныряют за рыбкой с поверхности воды. Их называют нырковые.
У нас в Приморском крае водится утка-мандаринка. Она занесена в Красную книгу. Она хорошо плавает, высоко сидит на воде с поднятым хвостом. Ныряет редко. Корм достает лишь опустив голову в воду. Она питается водными растениями и насекомыми.
Как можно по-другому ласково назвать:
Лебедь – … лебедушка
Утка – … уточка
Гусыня – … гусочка
Журавль – … журавушка
Воспитатель: Молодцы! А как вы, думаете, будет выглядеть пруд зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, он замерзнет, покроется льдом. Как вы, думаете, смогут ли птицы достать пропитание из замерзшего пруда? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. С наступлением холодов птицам будет холодно и голодно. А, что страшнее для птиц: голод или холод? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Голод страшнее. А куда отправляются птицы за пропитанием? (Ответы детей).
Воспитатель: (Обращает внимание детей на журавлиный клин). Какие птицы собрались в стаю и полетели на юг? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто, знает, как летят дикие утки? (Ответы детей)
Воспитатель: А кто летит впереди стаи? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, впереди стаи летит вожак.
Подводит детей к доске и сообщает, что сегодня они будут учиться рассказывать по картинке. Показывает первую картинку с изображением осени.
Воспитатель: Что изображено на картинке? (Ответы детей).
Показывает вторую картинку с изображением перелетных птиц.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (Ответы детей)
Показывает третью картинку, где изображен юг.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (Ответы детей)
Располагает все картинке на доске по - порядку.
Воспитатель: Сейчас будем составлять длинные предложения по этим трем картинкам.
Дети составляют предложения: «Осенью птицы собираются в стаи и летят в теплые страны»
Воспитатель приглашает детей на осеннюю полянку.
Воспитатель: Дети, а какие еще птицы улетают на юг? (Дети передают осенний листок друг другу и называют перелетных птиц).
Воспитатель: Посмотрите, сколько перелетных птиц в нашем лесу. А вы знаете, кто из птиц как подает голос? Добавьте слово, которое подскажет Вам, как птицы подают голос.
Гусь - … гогочет
Утка - … крякает
Журавль - … курлычет
Соловей - … заливается
Сорока - … стрекочет
Ворона - … каркает
Воробей - … чирикает
Голубь - … воркует
Птенчики в гнезде - … пищат
А рыбы в воде - … молчат
Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем в игру «Угадай, от какой это птицы» (Показывает лапку утки, крыло лебедя, клюв грача, хвостик ласточки)
Воспитатель: Это клюв, какой птицы?
Это лапка, какой птицы и т. д.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Составь птицу» (Дети делятся на две команды и составляют по образцу из частей птиц) Остальные наблюдают за выполнением задания.
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Каждый день, каждую ночь отправляются в путь крылатые странники. Летят не спеша, потихоньку с долгими остановками.
У многих птиц первыми летят молодые птицы. У зябликов раньше улетают самочки, а самцы более выносливые задерживаются дольше.
Большинство летят прямо на юг – в Африку. Некоторые на восток – в Индию. Тысячи километров мелькают внизу.
Ребенок читает стихотворение «Стрижи»
Улетели сегодня стрижи,
А куда улетели - скажи,
А туда улетели они,
Где всегда стоят теплые дни,
Где совсем не бывает зимы.
Вот куда улетают стрижи
Воспитатель: Ребята, каких перелетных птиц, вы знаете?
В какое время года птицы собираются в стаи и летят на юг?
Как называются птицы, плавающие в водоемах?
Почему птицы улетают на юг?
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо знаете перелетных птиц и т. д.
Появляется «Осень» под музыку О. Полякова, сл. О. Орлова «Осенние дорожки» и предлагает поиграть в игру «Клюв, хвост и крылья». Музыкальное сопровождение игры Т. Ломовой «Полька»
После игры дети поют песню «Осень наступила» слова и музыка С. Насауленко.
Осень: Осень приносит много разных даров. И сегодня я Вас угощаю яблоками. (Раздает угощение. Дети под музыку покидают зал).