Лариса Атласова
Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ
Дошкольное образование призвано создавать условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Каждый педагог заинтересован в сознательном регулировании процесса гендерной принадлежности как основополагающей характеристики дошкольника, закладывающей и определяющей траекторию личностного развития.
Публикация «Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ» размещена в разделах
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
В ходе работы над проблемой «Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ» поставили цель - сформировать у детей дошкольного возраста гендерную компетентность, ценностное отношение к себе, как к человеку соответствующего пола, способность к самореализации. Также определены задачи гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения (январь – август 2019 г.) :
создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта;
отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности;
создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях ДОУ.
II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения (сентябрь 2019 г. – май 2022 г.) :
внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
разработку и внедрение методического обеспечения.
III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности (май – декабрь 2022 г.) :
оценку эффективности реализации проекта;
осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
В самом начале работы каждый педагог сначала самостоятельно изучил понятия гендерного воспитания, а затем на семинаре мы подвели итог данной работы. Такая индивидуальная работа педагогов проводилась для того, чтобы каждый воспитатель и специалист разобрался в мозаике понятийного аппарата. Поэтому работа с педагогами заключалась не только в понимании и изучении этих терминов, параллельно проводились педагогические советы, семинары, семинары-практикумы для более тонкого изучения спектра новых понятий и явлений.
В основу деятельности педагогического коллектива по гендерному воспитанию дошкольников легли педагогические изыскания гендерной психологии и педагогики «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман.) Подобрали методику проведения мониторинга гендерной идентификации дошкольников, представленную в методическом пособии А. М. Щетининой, О. И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5-7 лет».
С этого учебного года открыли две гендерные группы. Отдельно для девочек группа «Кэрэчээнэ» и для мальчиков – группа «Уолан», группы получились разновозрастные от 4 до 6 лет. А в ранне-младшую группу от 1,5 до 3 лет ходят и девочки, и мальчики вместе.
На основании годового плана педагогами ДОУ составлен план работы в каждой возрастной группе, в котором были запланированы изменения в предметно-развивающей среде, составлен игровой комплекс, подготовлены рекомендации для родителей. На данном этапе работа заключается в составлении и календарно-тематического планирования, и конспектирования непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода. Непосредственно образовательная деятельность проводится в подгруппах, учитывая возрастные особенности воспитанников. План работы с учетом гендерной принадлежности разработан не только воспитателями групп, но и всеми специалистами детского сада. Планируем организовать хор мальчиков, танцевальные группы с элементами балета для девочек. Кружковая работа также будет вестись с учетом гендерной идентичности, что будет способствовать социальному развитию детей.
Мы постарались создать в детском саду предметно-развивающие, психологические и педагогические условия для формирования личности ребенка в соответствии с его половой принадлежностью.
Также главной составляющей реализации данного проекта является работа с семьями наших воспитанников, существует необходимость проведения с родителями просветительской работы. Это различные консультации для родителей по физическому и психологическому развитию мальчиков и девочек. Мы уверены, что данные консультации помогают родителям не игнорировать вопросы детей, ответы должны быть немедленными, краткими, понятными для ребенка, правдивыми.
С целью выявления потребностей родителей в педагогических знаниях, стремления понять своего ребенка провели анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?», «Роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке». Гендерная социализация дошкольников – это центральная тема на родительских собраниях. Круглые столы, совместные развлечения, досуги детей совместно с родителями, индивидуальные консультации помогут родителям выстраивать взаимоотношения с ребенком в семье в соответствии с его половой принадлежностью.
Результатом реализации проекта станет систематизация и пропаганда опыта по проблеме, совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию, рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах. Результаты проекта планируем представить в форме методических материалов для реализации в ДОУ и для представления на семинарах и конференциях разного уровня.
Мы только начали работу в этом направлении, но уже можем выявить несколько трудностей: необходима самоподготовка воспитателей по данной теме. Педагоги не знакомы с гендерной проблематикой относительно дошкольного возраста детей, ни среднее, ни высшее педагогическое дошкольное образование не знакомит студентов с данной темой. Организовать и обеспечить теоретическое изучение проблематики в условиях интенсивного труда педагогов сложно. Изменяющийся состав детей в группах тоже затрудняет работу. Часть детей закончит детский сад, и новых воспитанников с младшей группы придется диагностировать заново и выявлять гендерные особенности. Но тем работа и станет интереснее, будет возможность сравнивать результаты, усовершенствовать работу и разработать программу по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
В заключение хотелось бы сказать, что работа с детьми на основе гендерного подхода очень увлекательна, и очень надеемся, что она даст определенные положительные результаты.