Наталья Петрушова
Формирование фонетической стороны речи у детей старшего возраста в процессе НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе.
Подготовила: учитель-логопед Петрушова Наталья Владимировна
Тема. Звук Т
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить правильное произношение звука [Т] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов (закрепить знание гласных звуков, определять позицию звука в слове (начало, конец, составлять прямые и обратные слоги с новым звуком). Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных. Совершенствование синтаксической стороны речи (учить давать правильные развернутые ответы на поставленные вопросы)
Публикация «Формирование фонетической стороны речи у детей старшего возраста в процессе НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, артикуляционной, тонкой, общей моторики, эмоциональной сферы, памяти, внимания, мышления.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности.
Материал:аудио запись стука молотка; картинки с изображением хвостов кота, волка, лисы, зайца, белки, творога, йогурта, торта, мороженого, бублика, пряника, пирожного, буфета, шкафа, табурета, тумбочки; макет дома с этажами; символы гласных и согласных звуков, звука Т, прищепки.
1. Оргмомент.
Д\И «Не порви цепочку» (игра с мячом) –последовательное перечисление звуков.
Логопед: Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Я назову звуки (УАИ, вы должны, передавая мяч по кругу, назвать по одному звуку.
2. Сообщение темы занятия
Аудиозапись СТУК МОЛОТКА
Ритмическая игра «Молотки».
Ай, туки, туки, туки.
Застучали молотки,
Дети садятся на пол перед стулом и ритмично стучат по нему суставами пальцев рук, сжатых в кулаки.
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Продолжать ритмично стучать локтями.
Тук-ток, тук-ток.
Скоро выстроим домок.
(Русская народная потешка).
Логопед. Какой звук слышится, когда стучит молоток?
(Произнесение звука логопедом, хором, индивидуально)
Артикуляция звука
Характеристика звука (согласный, глухой, твердый). На доске выставляются символы.
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед. Гвозди, молоток и клещи –
Нужные в работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!»
Язычку я лучший друг!» (Т. Буденная)
Логопед. Когда строители остановись, то услышали как лесу работает строитель –дятел. Он строит бельчатам дупло. Давайте поможем ему. (упражнение «Дятел») Но тут налетела тучка и пошел дождь. Сначала редкий, а затем сильный (упражнение «Дождь»). Строители быстро сели в машину и поехали домой, но на дороге образовались большие лужи и машина стала буксовать (упражнение «Машина»). Наконец машина выбралась из лужи. Все приехали домой и стали пить чай с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»).
4. Воспроизведение слов
Логопед. Как стучал молоток?
ТУК - ТАК - ТОК ТАК – ТУК - ТОК ТОК – ТАК – ТУК
5. Игра «Живые звуки»- звуковой анализ, преобразование.
Логопед. Вокруг суета, переполох. Все хотят жить в новом доме. Но мы берем только тех, кто согласен дружить со звуком Т.
АТ – УТ- ИТ ТА- ТУ
6. Игра «Цветок»- составление схем слогов
Проводится по следам игры «Живые звуки». У детей на столах лежат прищепки красного и синего цветов, и желтый кружок (серединка цветка).
Логопед. Вот какие красивые цветы выросли у нас на клумбе.
7. Мимическое упражнение «Подарки»
Логопед. Посмотрите. Кто стоит там у порога?
Дети. Кот.
Дети (стоят) передают мимикой радость, удовольствие.
Кот принес в пакете
Пряников для мишеньки,
Бубликов для заиньки,
Слонику – пирожное,
Ну а нам - мороженое.
А оно, а оно растаяло
И потекло. (Р. Рамазанов)
Дети расслабляют все мышцы и плавно опускаются на стул, показывая, как мороженое тает.
8. Массаж тела и лица
Логопед. Спинка, спинка
Закинуть руки за шею и помассировать спину.
Потолок.
Пальцами помассировать голову.
Электрический звонок.
Нажать указательным пальцем кончик носа.
- Хозяин дома?
Указательными пальцами потереть крылья носа.
-Дома!
Ладонями растереть уши.
9. Д\И «Кто живет в доме моем»- образование притяжательных прилагательных.
Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Чьи хвосты вы видите? Скажите кто живет в нашем доме?
Дети. Лисий хвост. Значит в доме живет лиса.
10. Игра «Новоселье» - звуковой и слоговой анализ слов.
Логопед. Давайте рассмотрим подарки, которые принес кот. Мы можем взять только те, в названиях которых есть звук Т.
Пряник, бублик, пирожное, мороженое, йогурт, творог, торт
Табурет, тумбочка, буфет, шкаф, диван
Логопед. Название мебели нужно разделить на слоги и поднять на соответствующий этаж.
11. Итог.
Логопед. Все сегодня хорошо потрудились. О каком звуке мы говорили. Вспомните слова со звуком Т.