Марина Цыпышева
Формирование позитивных установок у детей дошкольного возраста в процессе творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи»
Константин Георгиевич Паустовский
Творчество как единица самовыражения имеет, на мой взгляд, более сложный алгоритм успеха, чем труд. Если творить без инициативы, без «музы», то само по себе творчество не будет творческим, приносящим окружающим радость, восхищение, и что немаловажно, самоутверждение и удовольствие самому человеку, ребенку. Эти рассуждения наталкивают нас на мысль, что без определенной мотивации очень сложно получить хороший результат от любого вида деятельности, тем более детям.
Публикация «Формирование позитивных установок у детей дошкольного возраста в процессе творческой деятельности» размещена в разделах
Так как моя работа вплотную связана с творчеством, передо мной стоит главная задача - формирование позитивных установок к различным видам, прежде всего творчества, будь-то песенного, танцевального, театрального, игры на детских музыкальных инструментах. Хочу поделиться небольшим опытом, как практически решаю эту проблему на примере нескольких музыкально-творческих занятий с детьми : «Цирк зажигает огни», «Какая бывает коза?», «Путешествие на бал к Фее музыки». Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет следующую структуру:
• введение в образовательную ситуацию (организация детей);
• создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;
• проектирование решения проблемной ситуации;
• выполнение действий;
• подведение итогов, анализ деятельности.
Введение в образовательную ситуацию предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. На этом этапе учитываю возрастные и психологические особенности детей. Например, с целью введения в образовательную ситуацию «Цирк зажигает огни» были развешаны афиши с приглашением на цирковое представление; в начале образовательной деятельности «Какая бывает коза?» пришла посылка от мальчика Почемучки. «Путешествие на бал к Фее музыки» началось с пришедшего по электронной почте письма.
Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности – важный этап деятельности с детьми. На этом этапе создается социальная ситуация развития (проблемная ситуация, которая вызывает у детей живой интерес к деятельности. Активизируется внимание детей, появляется мотивация к дальнейшим действиям. Например, мотивацией к творческой деятельности детей послужило то обстоятельство, что афиши были расклеены, зрители приглашены, а артисты цирка опаздывали на представление. Дети сами предлагали пути решения этой ситуации, договаривались между собой, пытаясь найти творческий выход.
Проектирование решения проблемной ситуации вытекает из предыдущего этапа. Если дети были смотивированы достаточно хорошо, то этот этап не заставит себя долго ждать. Он будет очень насыщенным, полон творческих предложений детей. Например, в организации образовательной деятельности с детьми в рамках проекта «Транспорт» дети так заинтересовались пришедшим по электронной почте письмом–приглашением, что в буквальном смысле решали проблему сами, а не просили педагога о помощи. В процессе дальнейшего хода занятия дети выбирали транспорт, на котором отправятся на бал, предварительно прослушав отрывки музыкальных произведений. Правильно мотивируя детей к решению социальной ситуации создаю такие условия, чтобы ребенок делал выбор самостоятельно, а не повиновался директивным указаниям.
Если предыдущий этап деятельности проектируется самим ребенком (педагог идет от решения детей, то этап «выполнение действий» будет протекать легко и отражать высокий интерес самих детей к деятельности. В данном случае справедливо выражение: «Дети действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти». В процессе игры «Путешествие на бал» дети не только раскрепостились, почувствовали себя настоящими участниками бала, но и в дальнейшем смогли оценить свои действия на рефлексивном этапе. В процессе занятия «Цирк зажигает огни» дети сами с большим удовольствием сыграли цирковое представление, распределив в микрогруппах роли артистов.
Подведение итогов, анализ деятельности – этап, который подводит детей к самому главному - оценке своих действий, самопроверке, коррекции. Этот этап строится на взаимодействии в основном педагога и детей и имеет, чаще всего, вопросно-ответную структуру. Педагог задает детям вопросы разного содержания, в том числе вопросы, направленные на оценку творческой активности, например: «Как мы это сделали?», «Что нам помогло?», «Что вам удалось сделать вместе, в команде?» и т. д.
Как видно из данных примеров, мотивация как этап образовательной деятельности задает тон всему дальнейшему ходу занятия, позволяет решать вопрос совпадения детский цели и образовательной цели педагога. Формирование позитивных установок именно на этом этапе играет решающую роль в процессе творческой деятельности детей. Таким образом, любая деятельность с детьми, проводимая с низким уровнем мотивации, не приносит желаемого результата. Высокий же уровень мотивации у ребенка рождает высокий интерес и, как следствие, высокий ожидаемый результат. Только системный и активный деятельностный подход к данной проблеме позволяет проектировать успешный творческий процесс.
Литература
1. Осипенко, Н. С. Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016. - №1. - С. 19 - 23.
2. Раннева, Е. Ю. Творческий подход к формированию у дошкольников положительного отношения к различным видам труда [Электронный ресурс] / социальная сеть работников образования nsportal.ru https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnayarabota/2014/06/01/tvorcheskiy-podkhod-k-formirovaniyu-u-doshkolnikov дата обращения: 10.02.2016.