Людмила Антошкина
Использование логопедических игр в процессе формирования морфологической стороны речи и навыков словообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение, распространение практических рекомендаций по формированию грамматического строя речи у детей с нарушениями речи.
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи является развитие грамматического строя. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью.
Дидактическая игра «Вертоцветик - посчитай 1-2-5-9». ( Автор: Л. С. Антошкина).
Цель: обучение детей правильному согласованию имен существительных мужского, женского, среднего рода с числительными; автоматизация поставленных звуков в словах и фразах; развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительных процессов.
Оборудование: Цветок – вертушка, прищепки для закрепления картинок, предметные картинки на автоматизируемый звук, карточки с изображением цифр.
Ход игры: Предметные картинки крепятся на лепестках цветка при помощи прищепок (совместно с ребёнком, карточка с цифрой (по очереди 1,2,5,9) крепится на серединку цветка. Лепестки вращаются по часовой стрелке, справа от цифры меняется картинка. Логопед : - Посчитай картинки по одному (по две, по пять, по девять). Ребёнок называет словосочетание, правильно согласовав числительное с существительным. При ошибке ребёнка логопед даёт образец согласования.

Обязательно использование в работе сюрпризных моментов.
Дидактическая игра «Сундучок с картинками».
Цель: правильное употребление имен существительных разного рода в винительном падеже; правильное согласование существительных с прилагательными; автоматизация поставленных звуков в словах и фразах.
Ход игры:
Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну - ка, Маша, подходи,
Вынь картинку, назови.
- Что ты достала?
- Ведро.
- Какое по цвету ведро? И т. д.


Дидактическая игра «Волшебная коробка».
Цель: правильное употребление имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также множественного числа в родительном падеже.
Ход игры: Положить картинки в коробку и сказать детям: «Гномик прислал нам посылку. Давайте посмотрим, что лежит в коробке» Дети по очереди подходят к столу, достают из коробки картинки и называют их: «Это кукла. Здесь много кукол». («Это платье. Здесь много платьев» и т. д.)
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться на подгрупповых и индивидуальных занятиях, так же и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.
Благодаря динамичности, эмоциональности проведения игр, игровых упражнений, заинтересованности детей создаются условия для развития практики речевого общения.
Таким образом, использование в работе эффективных методов и приёмов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.