Раузалия Бахтыгареева
Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у детей с применением инновационных методов и приемов
Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у детей с применением инновационных методов и приемов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Выступление на педсовете:
«Формирование фонематического восприятия и звукового анализа
у детей с применением инновационных методов и приемов
(из опыта работы)»
Публикация «Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у детей с применением инновационных методов и приемов» размещена в разделах
Воспитатель :
Бахтыгареева Р. Р.
Бирск 2021
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, которая стоит перед педагогами дошкольного учреждения.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
Изучив опыт работы логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т. А. Ткаченко, Е. Карельской, И. С. Лопухиной пришли к выводу, что использование игр, игровых упражнений в работе с детьми повышают качество формирования фонематического восприятия и подготовки к обучению в школе.
Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения становится дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.
Основная задача старшего дошкольного возраста - формирование общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
В играх на развитие фонематического слуха используем различные задания, которые активизируют деятельность детей : поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; определить букву на ощупь и т. д. Оживляет интерес к игре и ввод новых вариантов, дополнительных заданий (например : найти картинки на заданный звук и раскрасить их, элементов соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто больше назовет предметов и т. д.).
Для решения поставленных задач, наряду с традиционными методами и технологиями, в работе с детьми по развитию фонематического восприятия используем такие инновационные технологии, как: здоровьесберегающие, компьютерные и мультимедийные.
В работе по формированию фонематического восприятия используем разнообразные здоровьесберегающие технологии:
• дыхательную гимнастику;
• артикуляционную гимнастику;
• мышечную релаксацию;
• пальчиковую гимнастику;
• упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
• физкультминутки;
• упражнения для профилактики зрения;
• логоритмику.
Дыхательную гимнастику с детьми проводим в форме игры, при этом следим за правильностью выполнения выдоха. Правильное дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Примеры игровых упражнений :
«Сдуй снежинку» Снежинка кладётся на ладонь. Ребёнку предлагаем сдуть снежинку с руки.
«Кораблики» Берем ёмкость с водой и пускаем в неё бумажные кораблики. Ребёнок, медленно вдыхает, а затем направляет воздушную струю на кораблик.
«Пузырьки» Трубочку-соломинку вставляем в стакан с водой и предлагаем ребёнку подуть в неё. В этом упражнении нужно следим за длительностью выдоха.
Для эффективности выполнения артикуляционных упражнений используем различные нестандартные методы.
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
Элементы биоэнергопластики используем в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
Часики – ладони соединяем вместе в направление вперёд, производя ими движется под счет влево - вправо.
Чашечка - пальцы прижаты друг к другу, ладонь вогнута в виде чашечки.
Качели – пальцы сомкнуты, ладонь движется вверх-вниз.
Горка - пальцы прижаты друг к другу, ладонь направляем вниз.
Кинезиология - данная методика позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиологические упражнения используем как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
«Колечко» Соединять в кольцо большой палец и поочерёдно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполняем, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Сначала выполнять каждой рукой отдельно, затем усложняем и выполняем обеими руками одновременно.
«Кулак – ребро – ладонь» Выполнять следующие положения рук: ладонь вниз, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром. Выполняются упражнения каждой рукой отдельно, затем усложняем и выполняем вместе двумя руками.
«Зеркальное рисование» Выполнять рисование одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы, цифры и т д). Эффективность работы всего мозга увеличивается, когда деятельность обоих полушарий синхронизируется.
«Ухо – нос» Левой рукой берутся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпускают ухо и нос и меняют положение рук.
Зрительная гимнастика
Детям интересна гимнастика для глаз, с использованием предметов или задания в стихотворной форме, с использованием мультимедийных средств.
Медвежонок
Медвежонок потянулся (Движения глазами вверх)
Раз - направо посмотрел (Направо)
Два - налево посмотрел. (Налево)
Лапы в стороны развел, (Смотрят вдаль и разводят руками)
Меда видно не нашел. (Закрыть глаза)
Ослик
Ослик ходит, выбирает, (Дети вытягивают вперед указательный
палец правой руки)
Что сначала съесть не знает. (Свободно перемещают его и следят глазами)
Наверху созрела слива, (Смотрят вверх)
А внизу растет крапива, (Смотрят вниз)
Слева - свекла, справа – брюква (Движения глазами влево-вправо)
Слева - тыква, справа - клюква,
Снизу - свежая трава, (Смотрят вниз)
Сверху - сочная ботва. (Смотрят вверх)
Закружилась голова, (Круговые движения глазами)
Кружится в глазах листва,
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Закрыть глаза)
Фонетическая ритмика – это специальные упражнения, в которых проговаривание речевого материала сопровождается движениями.
Для этих занятий можно использовать «звуковые карточки М. Ф. Фомичёвой», которые очень нравятся детям.
Звук «А». «Девочка плачет»
Руки вытягивают вперед, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а.», плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Звук «О». «Зуб болит»
Опущенные руки соединяют перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Звук «У». «Паровозик гудит»
Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Звук «С». «Насос»
Руки расположить на уровне груди, локти расставить в стороны, ладони внизу. В момент произнесения звука С выполнять движения руками вниз (как будто накачиваем с помощью насоса).
Звук «Ш». «Змея шипит»
Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ш выполнить волнообразные движения руками вниз. Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Овладеть этим полезным методом очень легко. Задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать себя.
Упражнение «Листья» - Выполняется стоя. Представим, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.
Летом листья вырастают,
А осенью опадают.
Упражнение «Олени» - Выполняется сидя. Представим себе, что мы олени. Руки скрещены над головой с широко расставленными пальцами, напряжены. Уронить руки на колени, расслабить их.
Посмотрите, мы – олени.
Ветер рвётся нам навстречу!
Побыстрей расправим плечи,
Руки снова на колени.
Руки не напряжены и расслаблены…
Использование здоровьесберегающих технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников
формируются двигательные умения и навыки, развиваются психические процессы, повышается работоспособность, происходит развитие моторики.
Список литературы
1. Александрова, Т. Б. Живые звуки или фонетика для дошкольников. - Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/ Т. Б. Александрова; СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 47 с
2. Горчакова A.M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников Практическая психология и логопедия, №5, 2006.
3. Дьякова Н. И. Название: Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Издательство: Сфера. ,2010г
4. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, - 112 с.
5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : Учеб-но-метод. пособие к раб. тетр. "От слова к слову» M., 2007г.
6. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. Издательство: Гном и Д., 2005г.
7. Гимнастика для глаз для детей // https://pigulka.ru/stati-o-detjah/5788-gimnastika-dlja-glazdlja-detej.php