екатерина
Формирование естественнонаучной грамотности и экологических предствлений дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».
Л. С. Выготский.
С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их. Однако в силу возраста его недостаточный личный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления живой и неживой природы достаточно сложны для понимания ребенком и требуют тесного взаимодействия его с взрослым, чтобы научиться устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Поэтому перед современными педагогами стоит особая, достаточно новая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемент функциональной грамотности. Начинать реализовывать данную задачу важно уже с дошкольного возраста, это способствует не только преемственности дошкольного и школьного уровня образования, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе. На протяжении всего дошкольного периода педагоги должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности, эвристического мышления.
Однако в практической работе с дошкольниками на сегодняшний день остается ещё много вопросов, связанных с формированием предпосылок естественнонаучной грамотности. Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Для начала необходимо определить сущность понятия естественнонаучная грамотность. Обратившись к различным источникам, мы делаем вывод, что под естественнонаучной грамотностью понимают способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, способность использовать естественнонаучные знания, выявляя проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
Становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста возможно только при конкретизации глобальной задачи следующим образом:
1. Формирование элементов экологического сознания;
2. Формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности природоохранного характера;
3. Воспитание гуманного отношения к природе.
Таким образом, задача педагогов - научить детей самостоятельно находить объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, тем самым, способствовать формированию у них предпосылок естественнонаучной грамотности.
Однако, в практической работе с детьми, сегодня возникает много проблем и вопросов, связанных с формированием предпосылок естественнонаучной грамотности.
В нашем дошкольном учреждении мы уделяем особое внимание формированию естественнонаучных представлений у детей, т. к. у детей наблюдается неустойчивый познавательный интерес, неумение формулировать выводы, отсутствие самостоятельности в познавательной деятельности, чрезмерное увлечение процессом экспериментирования, а не его результатом.
Определив сущность понятия «естественнонаучная грамотность» и конкретизировав педагогические задачи, следует рассмотреть особенности организации совместной деятельности педагога с детьми по данному направлению. Формирование знаний организуется во время образовательной деятельности. Мы используем парциальные программы : Вахрушев А. А. «Окружающий мир для дошкольников», Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».
Цель: развитие познавательных интересов детей, расширять представления детей о природе.
Задачи:
1. знакомить с домашними животными, с представителями класса пресмыкающихся
2. расширять представления о некоторых видах насекомых
3. продолжать знакомить с фруктами, ягодами и грибами.
4. закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.
5. учить узнавать и называть некоторые виды деревьев. Рассказать детям о свойствах песка, глины, камня.
6. организовывать наблюдения за птицами.
7. расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.
8. развивать у детей умение различать изменения в природе.
9. рассказывать детям об охране растений и животных.
Необходимо пересмотреть организацию образовательного процесса, выйти из рамок традиционного занятия, в ходе которого дети в полной мере не имеют возможности задавать вопросы, не сталкиваются с проблемными ситуациями, не учитывается их актуальный интерес к какой-либо теме. Зачастую весь материал преподносится, педагогом в виде готовых знаний, без попыток понять причинно-следственные связи, без возможности отклониться от темы, без учета интереса детей.
Следовательно, особенно актуальным становится правильный выбор методов, приемов и форм взаимодействия с детьми. Необходимо отдавать преимущество таким методам, которые могут наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может увидеть сам, то, что является абстрактным для его понимания. Таким образом, становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста будет наиболее успешным через включение в образовательный процесс экспериментирования и исследовательской деятельности, наблюдений, проектной деятельности.
Также не стоит забывать, что в побуждении детей к экспериментированию и исследовательской деятельности, развитию познавательного интереса, самостоятельности, проявлении активности и любознательности играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она позволяет детям активнее исследовать окружающий мир, рассуждать и делать выводы через опыт собственных действий и впечатлений, в процессе экспериментирования с его предметами и явлениями. Следовательно, развивающая предметно-пространственная среда позволяет использовать эмпирические методы познания в процессе формирования естественнонаучной грамотности.
В каждой группе созданы мини – лаборатории, где собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. В группах размещены различные материалы для исследований:
• образцы песка, глины, чернозема;
• камни (галька, гравий, керамзит);
• магнит; мел, резина;
• семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
• семена огородных культур;
• гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
• хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
• соль, сахар, лимонная кислота;
В уголках представлены пособия для ознакомления со свойствами веществ, физическими явлениями, различные материалы для исследований: коллекции камней и мыла, магниты, редкие находки. В ходе опытов с глобусом, микроскопом, часами, лупами, лампами, компасом, термометром, весами дети наглядно наблюдают некоторые физические явления и процессы.
Кроме центров экспериментальной деятельности, которые есть в каждой группе, в нашем детском саду была оборудована мобильная лаборатория, где также содержатся наборы для детского экспериментирования, приборы, макеты, энциклопедическая и методическая литература по детской экспериментальной деятельности. Также в нашей лаборатории был живой уголок, где дети могли понаблюдать за жизнедеятельностью кролика, попугая, черепахи, обитателей аквариума. Но в период пандемии пришлось всех обитателей раздать по домам.
Уголок природы в группе так же является исследовательским центром, способствующим формированию у детей естественнонаучных знаний и реализации основных целей экологического воспитания дошкольников. В процессе, осуществляя, уход за комнатными растениями у детей формируются не только представления о растениях и условиях, необходимых для их роста и развития, но и развиваются навыки ухода за растениями, умения правильно рыхлить, поливать, увлажнять, протирать листья.
Опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам : дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблему и проверять их опытным путем, выдвигать гипотезу и делать выводы.
Сейчас я хочу предложить вам провести серию экспериментов с воздухом. Предлагаю четырем желающим выйти на сцену.
Перед Вами предметы, попробуйте нам с помощью них доказать что воздух находится вокруг нас, хоть мы и его не видим.
Опыт 1. Что в пакете
Цель: обнаруживать воздух.
Рассмотреть пустой пакет. Что находится в пакете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?
Результат. наполняют пакеты воздухом, вкручивают их.
Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт 2. Игры с соломинкой
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Оборудование: соломинки, емкость с водой.
Предложить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?
Результат. обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
Опыт 3. Свистящий шар
Цель: показать, что воздух можно услышать.
Оборудование: шарик.
Предложить надуть шарик и помтепенно сдувать его, держа за основание. Что мы слышим? Свистящий свук.
Вывод. Воздух можно услышать.
Опыт 4. Веер
Цель: выявить, что воздух можно почувствовать.
Оборудование: веер
Предложить помахать веером на себя. Что вы чувствуете?
Вывод. Воздух можно почувствовать. Так же дети делают вывод что воздух можно почувствовать с помощью вентилятора, дуновения ветра, кондиционера.
Еще хочу предложить вашему вниманию вот таоке пособие, «Лист наблюдений», которое мы используем в ходе детского экспериментальнгой деятельности для фиксации наблюдений.
Это лист наблюдений за свойствами света. Как мы его используем:
- дети проводят эксперимент, например наблюдают за двумя растениями, которые растут в тени и на свету. Делают вывод: растению для жизни нужен свет. И фиксируют свой вывод с помощью карточек в лист наблюдений. Или например, наблюдают за способностью света проникать через разные материалы (стекло, дерево, пленка) и фиксируют свой вывод как «настоящие ученые». То же самое делают делают проводя опыты с тенью, радугой и т. д.
Это пособие помогает детям подвести итог своей экспериментальной деятельности, вспомнить что делали и какой результат получили.
Детская экспериментальная деятельность активно осуществляется в рамках дополнительного образования. Для этого в группах старшего дошкольного возраста педагогами разработаны программы дополнительного образования и еженедельно проводятся занятия кружков «Почемучки», «Неизведанное рядом», «Наураша», «Эврика», «Удивительное рядом».
Программы кружков имеют блочную систему и включают в себя блоки по изучению свойств: света, звуков, магнитов, электричества.
Для успешной реализации поставленных задач, осуществляется тесное взаимодействие с родителями.
Во-первых, это информационная деятельность, которая включает оформление информационных стендов, разработку буклетов и памяток, проведение индивидуальных бесед, консультаций на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей.
Во-вторых, нами была опробована такая форма взаимодействия с родителями, как Детско-родительский клуб «Мы экспериментаторы», на заседаниях которого мы проводили совместные детско-родительские мероприятия, помогали членам клуба, взрослым и детям, научиться правильно, строить экспериментальную деятельность, то есть выдвигать гипотезы, проверять их, делать выводы, подтверждающие или опровергающие результаты эксперимента.
Ну и в-третьих, родители привлекаются к активному участию в проектной деятельности.
Для усвоения детьми естественнонаучных знаний и экологических представлений в ДОУ реализуется проектная деятельность.
Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры. Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования гуманного и бережного отношения человека к природе.
Проектная деятельность в экологическом воспитании – это способ организации процесса экологического воспитания, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников, родителей с окружающей средой.
С дошкольниками реализованы следующие проекты:
1. Проект «Юный эколог». Проект способствовал формированию у дошкольников основ экологической культуры, представлений о животном и растительном мире нашего Подмосковья. Совместно с родителями были созданы лепбуки «Деревья Мещерского края», «Птицы нашего края», «Животные нашего края».
2. Проект «Аптекарский огород». Проект способствовал формированию у дошкольников основ экологической культуры, представлений о растительном мире нашего края. О лекарственных растениях. На территории ДОУ создан аптекарский огород.
3. Познавательно – исследовательский проект «Чудо соль». Целью проекта было формирование у детей представлений о свойствах соли, роли соли в жизни человека и других организмов. Итогом проекта стала выставка поделок из соленого теста.
4. Проект «Секреты воздуха» - Ребята исследовали свойства воздуха, наблюдая за движение облаков, поземки, рябью на лужах, сравнивали состояние воздуха в пасмурный и в ясный морозный день, учились определять силу ветра, и проводили множество увлекательных экспериментов с воздухом
5. Проект «Как родилась сосулька» В ходе проекта дети экспериментировали, изготавливали сосульки из разных материалов, рисовали; родители были привлечены к изготовлению коллажа "Волшебная сосулька" и плакатов по безопасности "Осторожно! Сосульки!"
6. Проект «Сила-невидимка», в ходе которого дети экспериментировали с магнитами, изучали их свойства. И в результате, применив полученные знания о магнитах, изготовили подарки для своих мам подарки-сувениры "Цветочки на магните"
7. Исследовательский проект «Тайны снежного покрова» помог ребятам экспериментальным путем выяснить, так ли уж вреден снег, как говорят взрослые.
Ежегодно в ДОУ проходят Всероссийские уроки экологии на базе материалов Всероссийского проекта «Эколята - молодые защитники природы». Проект способствует формированию у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, и как следствие, бережного отношения к ней.
В большей степени формирование экологических представлений основано на наблюдении за окружающей природой.
Ежедневно на утренней прогулке часть времени уделяется наблюдениям за погодой: дети снимают показания термометра, барометра, определяют силу и направление ветра, исследуют типы облачности и виды осадков, а также фиксируют полученные результаты в дневнике наблюдений. Затем сверяют свои результаты с данными о погоде, полученными из источников в СМИ.
Рассматриваем растения, растущие на территории ДОУ, деревья, кустарники, цветы на клумбе, на полянке.
В ходе наблюдений, так же, выяснили, какие растения растут на территории ДОУ, а какие можно посадить. Весной совместно с детьми сажаются семена на рассаду перцев, томатов, огурцов и т. п., создаются карты наблюдений, где вносятся итоги наблюдений за всходами. Летом совместно с детьми рассада высаживается и осуществляется уход за растениями (полив, рыхление, прополка). В ходе наблюдения за огородом, дети делают вывод, что на рост растений влияет уход за ними и климатические условия (дождь, температура, ветер).
Получается, что наблюдения круглый год дают хорошие результаты, дети начинают наблюдать самостоятельно, постоянно замечают что-то новое, делают выводы, сообщают об этом.
Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
В заключении хотелось бы сказать, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно-исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.