Юлия Черепкова
«Зимний лес». Конспект интегрированного занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обогащение знаний детей о зиме с использованием нетрадиционных техник рисования.
Программные задачи:
• образовательные:
- познакомить детей с картиной И. Шишкина «Зима»;
-закреплять умение детей работать в нетрадиционной технике;
- обобщить знания детей и активизировать словарь по теме «Зима» через организацию различных видов деятельности.
• развивающие
-развивать логическое мышление, моторику рук и пальцев, композиционные умения;
- способствовать развитию речевого дыхания.
• воспитательные
-приобщать детей к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;
- воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений, любовь к природе родного края;
- способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие,физическое развитие.
Используемое оборудование: картина Шишкина «Зима», снежинки, комочки скомканной бумаги, ватные палочки, тонированные листы бумаги с заранее нарисованными деревьями, белая гуашь, кисти, салфетки для рук.
Методы и приемы: беседа, показ, сопровождающийся объяснением, сюрпризный момент для привлечения внимания детей, игра, чередование видов детской деятельности, поощрение.
Ход занятия:
• Организационный момент:
Воспитатель приглашает детей войти в группу:
Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.
А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
- А теперь проходите, присаживайтесь на свои места.
Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:
-Отгадайте-ка, ребятки про что моя загадка?
«Я белым одеялом всю землю укрываю, белю поля, дома зовут меня … (зима).
Воспитатель обращает внимание детей посмотреть в окно, рассмотреть пейзаж и определить время года. Постепенно переводит взгляд детей на картину:
• Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»
-А сейчас я познакомлю вас с картиной – пейзажем. Называется она «Зима». Написал ее великий русский художник И. Шишкин.
«Перед нами уголок дремучего зимнего леса, густой ельник, покрытый снегом. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. Снег лежит и на земле и на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый, пушистый. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это тихий, скованный морозом лес. Да и не такой пустынный этот лес. На ветке старой ели сидит птица. В глубине леса – светлая поляна. Над ней высокое, морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный.
Есть в этой картине какая-то таинственность, загадка. Так и хочется сказать о лесе: "сказочный". Может быть в чаще этого леса стоит избушка Бабы Яги, и если вдруг из-за деревьев выйдет сказочный Морозко - не удивишься. Именно в этом лесу, кажется, и происходили все народные зимние сказки.
-Как называется картина?
- Кто ее написал?
-Какое время года изображено?
– По какому признаку вы догадались, что это зима? (снег)
– Какой снег? (белый, пушистый, холодный, серебристый).
– Назовите снег ласково? (снежок)
–Как назовем явление природы, когда снег падает? (снегопад).
– А если снега намело огромную кучу, как мы ее назовем? (сугроб).
– А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (метель, вьюга).
- Что происходит со снегом зимой? (падает, кружиться, летает, порхает, сыплется, тает).
-Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
-Какие цвета и оттенки чаще всего использует художник в этом произведении?
- А в какое время суток может падать снег? (ответы детей)
- Правильно, снег может идти и утром, и днём, и вечером, и ночью, и даже круглосуточно. (ответы детей)
- Круглосуточно – это и утром, и днём, и вечером, и ночью не переставая. Давайте повторим это слово – круглосуточно.
• Физкультминутка.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
(дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(потягивания – руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте)
Ну а мы идем, идем
И к себе приходим в дом.
(Ходьба на месте)
- Давайте поможем нашей зиме и устроим волшебный снегопад прямо в группе. Подставляйте свои ладошки, в них я насыплю снежинки и по моему сигналу устроим снегопад. Но чтобы снегопад стал волшебным на снежинки нужно правильно подуть. Делаем глубокий вдох носиком и тихонько выдыхаем ртом. Но щёчки не надуваем. (Дети дуют на снежинки)
- Посмотрите снежинки стали волшебными и принесли нам письмо. Давайте его прочитаем. Присаживайтесь на коврик.
- Это письмо нам прислала Зимушка – Зима.
«Дорогие ребята, я знаю, что вы умеете и любите рисовать. К тому же моя подруга «Золотая Осень» рассказала мне, что она часто наблюдала за вами, стоя за окном, и любовалась картинками, которые вы рисовали про неё. Мне тоже очень хочется, чтобы вы нарисовали картины для меня. А я выберу время и загляну к вам, полюбоваться на ваши рисунки. До встречи, ваша Зимушка-Зима».
Ребята, подойдите пожалуйста к своим столам. Посмотрите на наши картины.
Давайте порадуем Зимушку ещё раз и дорисуем для неё картины.
Как называются картины, на которых изображена природа?
- Пейзаж это изображение природы.
Ребята, мне кажется, что на наших работах чего-то не хватает, ведь мы рисуем зимний пейзаж. (Ответы детей)
- Правильно, на пейзажах нет снега, а как вы думаете, чем можно нарисовать снег? (Ответы детей.)
-Сугробы мы будем рисовать смятой салфеткой, а снежинки ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими.
- Сейчас мы с вами превратимся в художников, и будем рисоватьснег и сугробы, хотите?
• Пальчиковая гимнастика
Рисовали, рисовали,
наши пальчики устали,
мы немножко отдохнем,
рисовать опять начнем.
Для того чтобы нарисовать снежинки, мы возьмем ватные палочки, опустим их в баночку с белой краской и отпечатками рисуем снежинки, если у вас на пейзаже слабый снег, то снежинок немного, а если идет сильный снег, то снежинок должно быть побольше. Не забывайте, что снежинки мы рисуем по всему листу. Снежинки падают на землю и получаются сугробы, их мы нарисуем кусочком смятой бумаги. Для этого наносим на него кисточкой краску и отпечатываем на нашем пейзаже.
Дети дорисовывают свои пейзажи (воспитатель помогает им по мере необходимости)
• Подведение итогов занятия
- Вот и готовы наши рисунки для Зимушки - Зимы. Покажите их нашим гостям.
- Вам понравилось наше занятие?
- А для кого мы рисовали наши рисунки?
- С какой картиной мы познакомились?
- Как называется картина, на которой изображена природа?
- Стихи, какого поэта я вам сегодня прочитала?