Ольга Разинкова
Формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством применения проектно-модульной технологии
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через применение проектно-модульной технологии.
Актуальность проблем, связанных с формированием духовно – нравственной культуры подрастающего поколения, бесспорна. Очень сложно в наше время воспитать человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Работа по формированию духовно – нравственной культуры должна быть построена по определенной системе, благодаря чему деятельность детей будет направлена на выполнение хорошо понятной им цели.
Публикация «Формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством применения проектно-модульной технологии» размещена в разделах
Л. С. Выготский писал: «Программа должна быть построена по какой–либо системе, которая ведет ребенка к определенной цели. Она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления».
Педагоги решили, что наиболее подходящей технологией для осуществления поставленных целей является модульный принцип, идея которого была высказана Н. Н. Подьяковым ещё в 1973 году, но не реализована практически. Апробацию модули прошли только в наши дни, и описаны они в методическом пособии А. И. Ивановой.
Но модульный принцип подразумевает максимальную самостоятельность детей. В силу своих возрастных особенностей воспитанники детского сада не могут самостоятельно достичь многих поставленных целей, поэтому был введён проектный метод, подразумевающий совместную деятельность детей, педагогов и родителей. В своём исследовании кандидат педагогических наук Юрий Александрович Шитиков объединил модульный принцип и проектную деятельность в проектно – модульную технологию, и применял её в школе. Педагоги взяли данную технологию за основу в формировании духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста.
Для практической реализации проектно–модульной технологии по формированию духовно – нравственной культуры детей были разработаны три модульных комплекса «Семья», «Наша родина – Россия», «Спешите делать добрые дела». Каждый модульный комплекс включает несколько модулей и проект.
Модуль «Семья».
Цель модуля: создание условий для формирования у детей представлений о семье, о взаимосвязи поколений.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о семье, о взаимосвязи поколений.
2. Развивать речевую активность детей.
3. Воспитывать чувства любви и взаимопомощи к самым близким людям.
В старшем возрасте модуль направлен на устроение повседневных отношений и определения места ребенка в семье. А в подготовительной к школе группе модуль способствует формированию чувств сострадания, заботы, взаимопонимания посредством вовлечения в работу старшего поколения семей (бабушек и дедушек, и тем самым сохранения преемственности поколений.
В процессе работы над модулем у детей закреплялись понятия о семье, происходило осмысление о роли доброго слова в жизни человека, впервые сказанного в семье, открывалась ценность самой семьи. Дети ясно начинали осознавать, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь.
Модуль «Наша родина-Россия».
Цель модуля: создание условий для формирования у дошкольников представлений о Родине и её национально-культурных традициях.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников представление о культурном наследии России.
2. Развивать познавательные способности детей.
3. Воспитывать у старших дошкольников начала гражданской позиции.
В рамках реализации модуля сотрудниками МУК «Городского Краеведческого Музея» проводились заочные экскурсии по темам «Крепость - Старый Оскол», «Оскол в годы ВОВ».
Был создан уголки краеведения. Стараниями родителей он пополнялся новыми экспонатами.
В рамках сетевого взаимодействия педагоги со своими воспитанниками посетили музейный урок в гимназии №18. Значимость этого урока была очень высока, так как дети приобщились к культурным ценностям России, что является одной из направляющих в формировании духовно-нравственной культуры. После чего было принято решение о создании мини – музея детского сада.
Совместно с музыкальным руководителем дети приобщались к народной культуре через участие в праздниках: «Рождество», «В гостях у Масленицы», «Русская ярмарка».
Но Русь славилась не только мастерами, но и богатырями. Модули в данном направлении реализовывались в подготовительной к школе группе.
Через литературный жанр – былины – дети познакомились с образами героев – богатырей на Руси: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, узнали об их доблести и чести.
При реализации модуля «Этих дней не смолкнет слава» через чтение художественной литературы, беседу, просмотр видеороликов, слайдов, фотографий, иллюстраций дети знакомились с защитниками земли русской: Александре Невском и Дмитрии Донском, А. В. Суворове, М. И. Кутузове, Ф. Ушакове и героями Великой Отечественной войны 1941-1945года.
Педагоги смогли сформировать интерес к важнейшим историческим событиям, героическому прошлому своей страны, воспитать любовь и уважение к защитникам Родины, провести многовековую связь между прошлым и настоящим.
Модуль «Спешите делать добрые дела».
Цель модуля: создание условий для формирования у дошкольников духовно – нравственных категорий: любовь, милосердие, жертвенность, добро, щедрость, взаимопомощь, трудолюбие.
Задачи:
1. Формировать духовно – нравственные качества через художественное слово и сказки.
2. Развивать речевую активность детей через театрализованную и игровую деятельность, умение открыто и искренне выражать свои чувства.
3. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Нравственные понятия рассматривались от простых к более сложным.
В рамках модуля была организована проектная деятельность в форме театрализации. Проект «Театр» включал в себя драматизацию сказок «Заячья избушка», «Петушок – золотой гребешок», «Зимовье зверей», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Два жадных медвежонка», объединённых одной общей целью - формирование у детей основ духовно – нравственной культуры.
В рамках модуля посредством этических бесед, чтения художественной литературы, разучивания пословиц и поговорок, рассматривания репродукций картин и бесед совершенствовались духовно-нравственные понятия.
Применение проектно-модульной технологии в образовательной деятельности ДОУ у детей дошкольного возраста способствовало:
-восстановлению духовных связей между поколениями;
-становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
-стремлению детей к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
-сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитию национальной культуры; воспитанию граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности на основе социокультурных традиций Белгородской области.
Литература.
1. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Дорохова, С. Соловьёва.
2. Иванова, А. И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2007. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Подъяков, H.H. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. Новый взгляд на дошкольное детство. М. : Сфера, 2010.
4. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.208с.