Светлана Шумакова
Преемственная система духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ценностей русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Методист - Исмагилова Сания Сафиновна
Воспитатель- Кауркина Фарида Рустямовна
Воспитатель-Дроздова Гюзель Рашидовна
Пед. психолог-Шумакова Светлана Игоревна
Пояснительная записка
Данный проект направлен на реализацию ФГОС дошкольного образования и "Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ" посредством создания преемственной системы духовно-нравственного воспитания детей в детском саду и начальной школе.
Цель проекта:
Публикация «Преемственная система духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ценностей русской культуры» размещена в разделах
- Разработать и апробировать модель духовно-нравственного воспитания личности дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, формирование патриотического сознания.
- Создать условия для духовно – нравственного воспитания детей.
- Заложить формирование духовно-нравственной основы личности, присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задачи проекта:
1. Создать условия: обновить художественно-образное содержание предметно-развивающей среды и образовательного пространства доу
Подготовить методические пособия и материалы
2. Продумать тематику и организацию методической работы с педагогами
3. Повысить методический уровень и обеспечить качественное проведение занятий и мероприятия с детьми и родителями. Использовать принципы светского характера образования, аксиологического, культурологического подхода, а также принцип интеграции разных видов образовательной деятельности.
4. Формировать у детей способность чувствовать внутреннее состояние другого человека и понимать его.
5. Продолжать формирование представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Концептуальное обоснование :
принципы, используемые при составлении данной программы:
1. Системный подход, при котором педагогическая система работы с детьми рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм педагогического процесса и материальной базы.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности ребенка как личности.
3. Деятельностный подход, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический и аксиологический подходы обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры.
Методические особенности организации педагогического процесса
* обеспечение условий для духовно-нравственного развития ребенка, удовлетворение его потребностей в познании и интересов через творческую созидательную деятельность;
* создание благоприятной социокультурной среды,
* формирование устойчивой мотивации на познавательную и исследовательскую деятельность, стимулирование познавательных интересов расширение представлений и кругозора;
*учет индивидуальности ребенка, раскрытие творческого потенциала;
* расширение ценностно-смысловых представлений о родной земле, Родине. Развитие умения ориентироваться в пространстве и в ближайшем по отношению к современным детям времени; учить размещать одни события повседневной жизни по отношению к другим, формировать представления о названиях городов своей страны, представления о народах и национальностях, в том числе русской и других.
*обучать детей поддерживать традиции, обычаи, ритуалы народа, формировать полезные привычки в бытовой культуре. Познакомить с явлениями своей и иной культур. Их сходствами и различиями.
Содержание программы
Работа с детьми:
- Воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки по отношению к близким и друзьям.
- Совершенствовать коммуникативные умения детей.
- Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.
- Развивать игры с вариантами сложности.
- Использовать пособия для организации двигательной деятельности, для художественно-речевой деятельности (иллюстрированный материал, книги, различные виды театра, музыкальные ауди записи)
- Беседы, наблюдения, опыты.
- Игры.
Взаимодействие с родителями:
- Формирование педагогической культуры и компетентности по духовно – нравственному воспитанию
- Организация семейного чтения
- Проведение мастер-классов
- Посещение выставок изобразительного искусства
- Вернисажи детского творчества
- Посещение утренников в детском саду
- Участие в спортивных праздниках
Взаимодействие с педагогами
- Создание духовно – развивающей среды в группе
- Проведение мастер – классов.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
- Создание идей, подбор и изучение литературы, пособий, музыкального сопровождения, изобразительного ряда по теме проекта.
- Консультирование родителей.
- Подбор и изготовление необходимого материала для практической реализации проекта.
II этап – практический:
- Внедрение проекта – составление перспективного плана работы с детьми по всем разделам программы и видам деятельности.
-Деятельность детей и педагога.
III этап – заключительный:
- Оформление результатов проекта: выступление на итоговом педсовете с опытом своей работы, показ спектакля - концерта.
Ожидаемые результаты:
Расширение представления детей о формировании духовно-нравственной основы личности и социокультурных ценностях, осознание правила уважительного и заботливого отношения к своей родине, близким людям, пожилым людям, а так же к сверстникам, гармонизированы детско-родительские отношения, развиты коммуникативные и творческие способности детей в ходе игровой и продуктивной деятельности, повышена активность, интерес к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени у дошкольников, сформированы навыки доброжелательного отношения, способности к сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств.
Форма презентации проекта:
- Мастер – класс
- Семинар для педагогов
-Семинар для родителей
- Спектакль- концерт
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми :
Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность
-Утренний прием детей
-прием пищи
-развивающие занятия
-игровая деятельность
-прогулка (труд, наблюдение, подвижные игры) -Подвижные игры с правилами
-Игровые упражнения, двигательные
-Физкультминутки
-Оздоровительные и закаливающие
-Тематические беседы и рассказы
-Компьютерные презентации
-Сюжетно-ролевые игры, театрализованные
-Опыты и эксперименты, дежурства, труд, коллекционирование
-Беседы, речевые ситуации, составление и рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, заучивание стихов, песенок, потешек.
-Слушание музыкальных произведений, музыкальные игры и импровизации
-Мастер-классы
-Посещение выставок изобразительного искусства
-Вернисажи детского творчества
-Посещение утренников в детском саду
-Участие в спортивных праздниках
-Оформление альбомов и стенгазет
-Строительство скворечников
- Оформление клумб
-рисование
-моделирование
-конструирование
-аппликация
-сочинение сказок
-конкурсы
-фотогазета
-ручной труд из природных материалов
Перспективное планирование
работы по духовно – нравственному воспитанию
для детей групп общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.
№ п/п
месяц
содержание, формы, методы, приёмы работы
цель
1.
сентябрь
Беседа ««Папа, мама, я – дружная семья»».
- Воспитать уважение, любовь к членам семьи, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу;
- Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения.
- Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
2.
Экскурсия в «Русскую избу».
- Продолжать знакомить с предметами быта «Русской избы», их предназначением (вёдра, коромысла, утюги).
3.
«Ах ты, береза», хоровод
- Познакомить детей с элементами русской народной пляски;
- Учить детей плясать в кругу, передавать характер музыки движением.
4.
Беседа «Хлеб – всему голова».
- Знакомить детей со старинными орудиями труда (серп, цеп);
- разучить пословицы и поговорки о хлебе.
5.
октябрь
Совместная деятельность «Дерево добра» (беседы, чтение, д/и).
- Учить детей различать добро и зло, дать представления о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков;
- научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать
желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним.
6.
Изодеятельность «Платок (покров)».
- Знакомить детей с понятием «Покров»;
- Приобщать детей к народному изобразительному искусству.
7.
Праздник народного календаря: «Осенины».
- Знакомить детей с обычаями русского народа, приметами осени;
- Воспитывать трудолюбие, стремление оказать помощь взрослым.
8.
«Дал слово – держи» (Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора).
- Воспитывать уважение к нравственным нормам;
- Основываясь на литературных произведениях (сказки, рассказы, стихотворения) учить различать правду и ложь, помочь увидеть красоту нравственных поступков;
- Воспитывать негативное отношение к обману, преднамеренной лжи.
9.
ноябрь
Народные игры: ««Краски», «Да или нет», «Кружева и др.
- Знакомить детей с русскими хороводными, подвижными игры, считалками, песенками -
потешками для распевания.
10.
«Гжель».
-Приобщать детей к народному изобразительному искусству;
- учить элементарным приёмам росписи «гжель». учить детей понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения;
11.
Экскурсия в «Русскую избу»
«Икона».
- Развивать познавательную активность детей при ознакомлении с предметами народной культуры;
- знакомить детей с понятием «икона» и её предназначением.
12.
Развлечение «День матери».
- Развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников и родителей;
- Упражнять в проговаривании поговорок о матери;
-Воспитывать любовь и уважение к матери, нравственные качества личности.
13.
декабрь
Чтение русских народных сказок : «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», "Царевна-лягушка", "Сивка-бурка".
- Воспитывать любовь к родному языку при восприятии устного народного творчества (малых форм фольклора);
- Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения;
- Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя
14.
Рассматривание художественных картин русских художников : К. Васильев «Бой Добрыни со Змеем», «Гуси – лебеди», В. Васнецов «Сказка о спящей царевне»
- Приобщать детей к народному изобразительному искусству; развитие творческих проявлений и воображения в художественно-игровой деятельности.
15.
Слушание колокольных звонов.
- Дать представление о колокольных перезвонах и церковном песнопении;
- познакомить с музыкальными произведениями, в которых композиторы изображают колокольный звон;
- Воспитывать любовь к историческому прошлому своего народа, к православной, народной и классической музыке.
16.
Совместная деятельность «Пришла коляда, открывай ворота».
- Знакомить детей с праздником «Рождество»;
- Воспитывать интерес к традициям русского народа, русскому фольклору.
17.
январь
«Обойди весь белый свет – краше Родины нет».
- Знакомить с историей города,
его предприятиями, почетными людьми;
- Воспитывать чувства патриотизма.
18.
Экскурсия в «Русскую избу» (русские инструменты).
- Дать представления о некоторых видах народных инструментах (балалайка, свирель, жалейка, трещётка);
- Развивать эстетические восприятия и чувства, суждения, оценки при ознакомлении с предметами народно искусства;
- Воспитывать бережное отношение к предметам народной культуры.
19.
февраль
Беседа «Рукотворный и нерукотворный мир».
- Познакомить с характерной особенностью русской культуры – ее рукотворностью;
- Формировать интерес к предметам и явлениям культуры;
- Воспитывать у детей эстетическое восприятие предметов и явлений культуры и уважение к прошлому народа;
- Пробуждать желание быть причастными к русской культуре, сохранять ее.
20.
Слушание «Со вьюном я хожу», русская народная песня.
- Учить детей слушать музыку эмоционально на нее откликаться.
21.
Чтение сказки народных загадок, считалок, пословиц, поговорок.
- развивать интерес к устному народному творчеству.
22.
Дидактическая игра: «Назови ласково своего друга».
- Способствовать становлению дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола;
- воспитывать уважение к своему товарицу.
23.
март
Экскурсия в «Русскую избу».
- Знакомить с предметами быта русского народа (игрушки, посуда, шкатулки, вышивка, кружева, плетение);
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, предметам быта, как к результату труда человека и т. д.)
24.
Знакомство с произведениями «Вишнёвая косточка», Виктор Драгунский «Всё тайное становится явным». Беседа по прочитанному.
- Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других;
- Воспитывать стремление быть честным.
25.
Развлечение «Ой ты, Масленица!»
-Расширять представления детей о празднике «Масленица»;
- Знакомить с обрядовыми песнями.
26.
Совместная деятельность «А у нас….».
- Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка;
- Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей.
- Знакомить с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
27.
апрель
Совместная деятельность «Скорлупки расписные».
- Продолжать знакомить с обычаями русского народа празднования праздника «пасха»;
- познакомить с символикой росписи пасхальных яиц;
- пробудить интерес и уважение ребенка к наследию русской народной культуры, духовным традициям русского народа.
28.
Раскрашивание пасхальных яиц.
- Продолжать знакомить с символом «Пасхи» - пасхальным яйцом;
- Учить красить яйца.
29.
«Весна, весна, поди сюда!» (пение закличек о весне).
- Знакомить с традициями русского народа встречать весну; печь жаворонки.
30.
Беседа «Кто смел, тот и съел».
- Воспитывать ответственность, за дело, которое тебе поручили, за себя и своих близких, за свои поступки; обязательность и самостоятельность;
- Воспитывать духовную крепость.
- Способствовать развитию смелости.
31.
май
«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся».
- Знакомить детей с подвигом воинов-защитников;
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою родину.
32.
Литературный досуг «По страницам сказок».
- Вспомнить русские народные сказки и их сюжет;
- Закреплять понятия смысла слов (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый);
- Учить выражать ими моральную оценку качеств личности, персонажей сказок.
33.
«Весна красна цветами» (повторение песенок, закличек о весне, пословиц, загадок).
- Знакомить детей с приметами весны и посевными работами в это время;
- Приобщать детей к коллективному труду.
34.
«Шутку шутить – людей смешить».
Итоговое мероприятие:
Спектакль-концерт «Лица друзей»
- Знакомить детей с потешным фольклором;- Учить составлять потешные рассказы, небылицы.
Перспективное планирование работы по духовно – нравственному воспитанию для детей 6 - 7 лет.
№ п/п
месяц
содержание, формы, методы, приёмы работы
цель
1.
сентябрь
«Древо моей семьи».
- Закреплять знания детей о членах соей семьи, предках, родословной;
- Способствовать развитию и укреплению семейных традиций;
- Воспитать уважение, любовь к членам семьи, умение уступать, помогать друг другу;
2.
Экскурсия в «Русскую избу».
- Расширять знания детей о предметах быта «Русской избы», их предназначением;
- Познакомить разновидностью церковной утвари (крест, свеча, лампадка).
3.
Изодеятельность «Мы русские мастера».
- Упражнять детей, в декоративном рисовании игрушек, предметов с помощью народных мотивов (орнаменты народного растительного характера, используя особенности цвета, присущие русским росписям).
4.
«Восенушка – осень – сноп последний косим».
- Повторить с детьми заклички, приметы осени;
- Познакомить детей со старинными способами уборки хлеба.
5.
октябрь
Совместная деятельность «Моя Родина».
- Расширять понятия детей (Родина, Отечество – Россия, Москва столица России). Познакомить с государственной символикой России, гербом, флагом;
- Воспитывать чувства патриотизма.
6.
Развлечение «покров».
- Расширять представления детей о празднике «Покров», его происхождении;
- Приобщать детей к духовному наследию предков.
7.
Беседа «Нравственность – добро и зло».
- закреплять умения анализировать поступки, реальные жизненные ситуации и определять их причину в соответствии с критериями Добра и Зла;
- Учить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми велением сердца и совести.
8.
Дидактическая игра «Имею право….»
- Знакомить детей с их правами и обязанностями.
9.
ноябрь
Народные игры: «Городки», «Горелки» и др.
- Знакомить детей с новыми русскими хороводными, подвижными игры.
10.
Чтение «Богатыри земли русской».
- Познакомить детей с былинами, сказаниями, притчами, сказками о богатырях, пословицами и поговорками;
- Воспитывать ответственность, за дело, которое тебе поручили, за себя и своих близких, за свои поступки; обязательность и самостоятельность.
11.
Этическая беседа «Сердце матери лучше солнца греет».
- Воспитывать любовь и уважение к матери, нравственные качества личности.
12.
Изготовление Коллажа ко дню матери».
-Воспитывать любовь и уважение к матери, нравственные качества личности;
- воспитывать желание радовать маму, эстетический вкус.
13.
декабрь
Слушание колыбельных песен «Люли-люли», «Бай-бай».
- Знакомить с фольклорной формой «колыбельная»;
- Воспитывать любовь к родному языку при восприятии устного народного творчества (малых форм фольклора);
14.
Изготовление Рождественских подарков.
- Закреплять знания детей о празднике «Рождество»;
- Развивать творческие способности детей.
15.
Посиделки с русским самоваром.
- Познакомить с традициями чаепития на Руси;
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
16.
«Уродилась Коляда накануне Рождества».
- Закреплять знания о празднике;
- Познакомить Рождественскими колядками;
- Воспитывать интерес к традициям русского народа, русскому фольклору.
17.
январь
«История в архитектурных памятниках».
- Расширить знания детей о храме города, в котором мы живем, его устройстве;
- Познакомить с названием и происхождением Благовещенской церкви.
18.
«Александр Невский», «Сергей Радонежский»- подвижники Земли Русской.
- Познакомить с понятием «святой» святыни;
- Показать примеры благочестивой жизни (делали добро, побеждали врагов). На примере жизни Александра Невского, Сергея Радонежского.
19.
февраль
Хоровод «Калинушка».
- Учить выполнять хороводный шаг легко, ритмично;
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
20.
«Без примет – ходу нет».
- Познакомить детей с народными приметами, пословицами, как формами примет.
21.
Беседа «Кто – то согрел тебя – согрей и ты».
- Воспитывать в детях гуманистическое отношение к людям;
- Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения, доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
22.
Моделирование ситуаций «А как бы ты поступил?».
- Способствовать становлению дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола;
- воспитывать уважение к своему товарищу.
23.
март
«Гончарный труд».
- Знакомить с предметами быта русского народа;
- Дать представление о работе гончара;
- Развивать интерес к ремёслам.
24.
Совместная деятельность «Мой город».
- Расширить и углубить знания детей о родном городе;
- Познакомить с биографией Григория Ивановича Котовского;
- Учить детей заботливому отношению к своему родному городу;
- Воспитывать чувства патриотизма.
25.
Литературно-музыкальная композиция «Масленица!»
- Закреплять знания детей о празднике «Масленица»;
- повторить потешки, обрядовые песни.
26.
Беседа о богатырях Русских.
- Дать детям представление о богатырях, их жизни;
- Познакомить с житием Ильи Муромца и причислении его к лику святых.
27.
апрель
Изготовление поделок в уголок по духовно-нравственному воспитанию на тему «Пасха».
- Закреплять знания детей обычий русского народа празднования праздника «пасха»;
- Продолжать знакомить с символом «Пасхи» - пасхальным яйцом, пасхой, куличом;
- Пробудить интерес и уважение ребенка к наследию русской народной культуры, духовным традициям русского народа.
28.
«Красная горка».
- Познакомить детей с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе;
- Разучить Пасхальные словесные игры.
29.
Музыкальный досуг «Частушки».
- Знакомить с фольклорной формой «частушкой»;
- Разучить частушки о весне».
30.
«История русской кухни».
- Познакомить с понятием «калач», «каравай», «коврига»;
- Расширять представления детей о кухне русского народа;
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
31.
май
Знакомство с ветеранами ВОВ.
- Знакомить детей с подвигом воинов-защитников;
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою родину.
32.
Экскурсия к «Вечному огню».
- Воспитывать уважение и благодарности к подвигам героев.
33.
Посещение городского музея.
- Дать представление о музее, как культурном наследии;
- Познакомить с музейными экспонатами.
34.
Итоговое мероприятие «Плоды разума».
Спектакль-концерт «Лица друзей»
- обобщить такие понятия, как: «добро и зло», «жадность и щедрость», «правда и ложь», «трудолюбие и ленность», патриотизм, толерантность.
Требования к уровню подготовки воспитанников 5-6 лет
Должны знать
Должны уметь
^ Должны иметь представления
Название города, в котором живут, его достопримечательностях
Принимать участие в играх драматизациях как исполнители
О разнообразии живописи
Названия православных праздников
Отмечать положительные и отрицательные эмоциональные поступки, состояния и их внешние выражения у людей и произведений искусства, сопереживать им
О колокольной музыке, иконе
Об устройстве «Русской избы»
Инсценировать сюжеты сказок, придумывать рассказы, использовать средства выразительности
О смысле слов: добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый
Р. н. игры, сказки, песни, потешки
Оценивать свои поступки и поступки других людей
О народном изобразительном искусстве «Гжель», «Хохлома»
Требования к уровню подготовки воспитанников 6-7 лет
Должны знать
Должны уметь
^ Должны иметь представления
Названия православных праздников, традиции и обычаи их празднования
С любовь и уважением относиться к людям, делать выбор в сторону добра
О богатырях, понятии слова «святой»
Название города, столицы, страны
Определять жанры народного искусства
О музее
Названия предметов быта «Русской избы»
Ответственно и самостоятельно относиться к делу, которое поручили
О храме, церковной утвари
Смысл слов: добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый
Адекватно оценивать свои поступки и поступки других людей
О государственной символике
Список методической литературы
1. Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник. – М., Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.
2. Зацепина Н. Б. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду – М. ; Мозаика-синтез 2008 г.
3. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. – М. : Педагогическое общество России, 2004 г.
4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки – М. ; Просвещение 1985 г.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб; Изд-во «АКЦИДЕНТ», 1997 г.
6. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб; Детство – пресс 2009 г.
7. Панкеев И. Русские праздники. – М., 1998 г.
8. Петракова Т. И. Сердечность воспитания //Сборник научных трудов Ответственный редактор кандидат педагогических наук, доцент Андриенко Н. К. Армавир АГПУ 2009 г.
9. Шмелев И. С. Лето Господне: праздники, радости, скорби. – М., 1990г.
10. Нестеренко А. В. : Лекции