Ирина Черкасова
Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил
▼ Скачать + Заказать документы
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Публикация «Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил» размещена в разделах
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
В настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи: - формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; - воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру; - воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; - развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания.
Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.
Именно здесь закладывается фундамент духовности.
Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.
От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.
Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными.
Занятия по познавательному развитию на тему духовно – нравственного воспитания детей
Игры нравственного и духовно – нравственного содержания. (фольклорные игры, подвижные, игры на развитие мелкой моторики)
Проведение совместных праздников с родителями.
Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
Просмотр диафильмов, использование аудиозаписей и технических
средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки посёлку.
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей.
Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике.
Беседы с детьми о правилах поведения.
Работу с детьми можно построить по следующим направлениям :
Духовно – нравственное (занятия, беседы, устные поручения).
Воспитательно – оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии и походы).
Культурно – познавательные (встречи, целевые прогулки, экскурсии. Концерты).
Нравственно – трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).
Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе).
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важно стремление к тому, чтобы родители стали единомышленниками и союзниками в вопросе духовно – нравственного воспитания малышей.
Организуя взаимодействие детского сада и семьи по формированию духовно – нравственных качеств, можно использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы, отдавая предпочтение практико – ориентированным формам, развивающим и обогащающим взаимодействие детей и родителей, помогающим стать родителям активными участниками мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Среди них можно выделить такие формы работы:
Основные формы работы с семьей.
Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы,
Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Экскурсии;
Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
Индивидуальная работа с детьми (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
Совместные с родителями праздники, именины детей;
Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.
Развивая у ребёнка стремление к общению и умение общаться с окружающими его людьми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.