Любовь Попова
Формирование диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего человеку в современном мире нужно вести диалог? Долгое время обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика показывает, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те каммуникативно – речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого: вести диалог, развивать умения слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения!
Публикация «Формирование диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению А. Г. Арушановой: «диалогическое общение – это когда беседуют два (или более) партнера на какую - либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому.
Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности…»
Задачи по речевому развитию детей дошкольного возраста
Слышать речь взрослого, обращенную к детям, адекватно реагировать на обращение действием и доступными речевыми средствами. Отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения. (Кто это? Как его зовут?.)
Проявлять инициативность и самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач, (желание задавать вопросы, делиться впечатлениями о событиях, начинать разговор и приглашать к деятельности) .
Строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности, проявлять: интерес к социальным событиям, разговаривать о них с взрослыми и сверстниками.
Ежегодно в ДОУ проводится мониторинг развитие речи детей. И я увидела, что у большинства детей развитие речи, в том числе диалогической, находится на среднем уровне 7 детей – 47 %; из 15 детей в группе имели высокий уровень 4 детей – 26,5%; низкий уровень: 4 ребенка – 26,5%.
Я поставила цель: Развить диалогическую речь у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития и выполнения правил ведения диалога – (умение слушать; понимать собеседника; задавать вопросы; строить ответы в соответствии с условием игры) ;
2. Ввести в активный словарь детей речевой этикет при ведении диалога;
3. Развить творческий потенциал детей в придумывании диалога для сказочных героев.
Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) .
По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Неслучайно в концепции непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».
Наблюдая за своими детьми, отметила отсутствие у них речевой активности, неумение у большей части малышей строить диалог, вести не стимулированную беседу. Учитывая результаты наблюдения и исходя из актуальности развития диалогической речи дошкольников, я поставила перед собой цель – развить у детей диалогическую речь и научить их пользоваться ею как формой общения.
Опираясь на утверждения исследователей (В. И. Яшина, А. А. Павлова и др., что диалогу нужно учить, свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей. Прежде всего, на начальном этапе для развития диалогической речи у детей в группе была создана предметно-развивающая среда: уголок развития речи, в котором представлены игры, способствующие развитию речи, предметные и сюжетные картинки, альбомы различной тематики, карточки-схемы для обучения дошкольников диалогической речи. Также в группе оформили уголки, которые стимулируют детей к общению – это «Библиотека», «Театр», «Творческая мастерская» и др.
На мой взгляд, немаловажным фактором развития диалогической речи в детском саду является разговор и беседа воспитателя с детьми. Поэтому зачастую сама являюсь инициатором интересных разговоров. Я заметила, что малышей привлекают разнообразные темы, связанные с их жизнью в детском саду, дома, поэтому активно включаю их в работу с детьми. В ходе таких бесед быстрее формируются такие умения, как слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них в зависимости от контекста, так как дети с удовольствием вступают в диалог на интересующие их темы.
Особую роль в развитии диалогической речи отвожу художественной литературе. После прочтения литературного произведения я привлекаю внимание детей к диалогам героев, пересказываем или инсценируем их, тем самым малыши не только учатся выстраивать диалог, но и заимствуют различные формы общения для практического применения.
Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения. В работе с малышами использую такие игры, как инсценировки, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими сюжетами («Гуси, гуси», «Наши уточки с утра…», а также игры, в ходе которых эти диалоги создаются самими детьми (сюжетно-ролевые, дидактические). Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаю как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность малышей.
Основным методом развития диалогической речи в детском саду является разговор и беседа воспитателя с детьми. Поэтому использую любой повод, чтобы вступить в общение с детьми, всегда хвалю их за правильно выстроенный диалог.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, широко использую дидактические игры. Например, «Скажи, что нет», «Согласен – не согласен», «Разговор по телефону», «Доскажи словечко». Например, это куколка, Акулька, у нее кроватка —. (люлька). В печку слазить очень рад, а зовут его. (ухват) и т. п.
Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений. Даю поручения: попроси, спроси, узнай и т. п. Знакомлю своих детей с этикетом через обыгрывание сюжетов, инсценирование, чтобы обогатить их речевой опыт разнообразными видами диалогических реплик.
Я убеждена, что русский народный фольклор – неиссякаемый источник для формирования у малышей диалога. Прежде всего, это частое содержание в потешках, стихах, закличках диалогической речи, которые малыши с удовольствием повторяют, обыгрывают, передавая всю красоту и колорит русского языка. А самое главное, диалогическая речь у малышей развивается в интересной форме, без принуждения.
Для привлечения родителей к совместной работе по развитию у наших детей диалогической речи проводила с ними анкетирование «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста». Для них были подготовлены консультации «Как развивать диалогическую речь у детей младшего дошкольного возраста», «Игры для развития диалога».
В результате проделанной работы добились умения детей участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы воспитателя, задавать их. Пусть даже получается не всегда, но ребята стараются, у них есть интерес и желание общаться, используя диалог. Моя работа с ребятами находится в самом начале пути, но очень хочется научить детей полноценно общаться, используя речь.