Сусанна Дмитриевна Отнюшкова
Дидактические игры по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр в работе логопеда по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Дошкольным считается возраст, который относится к периоду восприятия человеческих отношений, а также различных видов деятельности и социальных назначений людей. Для детей дошкольного возраста главным видом деятельности является игра. Игра в дошкольном возрасте считается главной деятельностью. Так как она содержит их жизнь в целом и помогает физическому и духовному здоровью кроме этого, она является началом объемистой информации, способом обучения и воспитания. Благодаря игре ребенок изображает окружающую действительность, узнает свои знания, а также ими делится со своими друзьями, еще с помощью игры делаются условия для многогранного развития ребнка.
Публикация «Дидактические игры по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в работе логопеда» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дидактическими считаются игры, и обучающие и познавательное, а также
игры, которые направлены то, чтобы расширить и углубить у детей понятие об
окружающем мире, интересах и развитиях способностей детей, в первую
очередь познавательных.
Дидактическая игра обладает двумя целями, это обучающие цели, в
которых взрослый учит детей, и игровые, в этих целях дети уже сами играют
так, как им нужно, т. е. сами воздействуют. В течении любых дидактических
игр, большое значение должно уделять тому, чтобы эти две игры дополняли
друг друга, и постепенно становились одним целым.
Дети, играя в игры, а именно дидактические получают для себя много
новой информации, т. е. когда дети разговаривают и введут диалог с
воспитателями, или же когда наблюдают просто за игрой, как дети играют,
следя за их речью, действиями, много воспринимают нового. И все эти новые
знания очень важны для развития детей.
11
Эффективным средством по формированию глагольного словаря
нередко являются дидактические игры, именно у детей дошкольников.
Дидактические игры, которые выполняют, роль в обучении, она служит для
развития именно речи. Она помогает усвоить знания, а потом и их закрепить.
Также если данные игры использовать с дошкольниками, они повышают
интерес у детишек, также быстрее у них словарь пополняет и активизирует, а
также развивается, как правильно воспроизводить звуки, также связная речь.
Кроме всего сказанного дидактическая игра формирует у детей
сосредоточенность, и обеспечивает более точное воспроизведение и усвоение
темы.
Если роль дидактической игры оценить, по словам Бондаренко А. К,
нужно добиваться того, чтобы дидактическая игра была и формой усвоения
знаний и умений, и влияла на общее развитие ребенка.
Перед детьми в дидактических играх решаются задачи, которым
требует внимания, умственных старания, также умеет ли ребенок осмыслять
правила, их последовательность и преодоление трудностей. Такие задачи,
как:
1) Стимулировать детей к диалогу между собой и объяснению
собственных поступков;
2) Содействовать укреплению полученных знаний;
3) Улучшать разговорную речь;
4) Расширять словарь;
5) Развивать грамматическую структуру речи.
Дидактические игры считаются сильным способом для развития речи
детей, также, дидактические игры можно советовать родителям для
использования дома.
Данные игры содержат в себе, настольно – печатные, которые
презентованы парными иллюстрациями, либо различным лото, либо ж
домино. Игры с предметами, и действительными и игрушечными. Словесные
игры, т. е. иное наименование, игры с текстами, такие игры проектируются на
12
воздействии и на слове, которых произносит выступающий. В словесных
играх дети увеличивают познания объектов и явлений.
Главным отличием дидактической игры, от каких либо других игр
являются игровые поступки. В дидактической игре они реальные,
однозначные, а в сюжетно – ролевой игре они заменяемые, зависящие от
чего либо. Также отличительной особенность в ней характеры течения
деятельности. В дидактической игре задумывается результат игры, выигрыш,
в сюжетно – ролевых играх такого нет, и результат зависит от жажды детей.
В дидактических играх встречается повторяемость, а в сюжетно – ролевой
нет.
Эффективным при актуализации словаря, по Е. С. Слеповичу, являются
словесные игры, которые направляются на речь, ее развитие у детей. В
каждой игре, т. е. словесная, решается задача, на мысли, идет работа также
коррекцией речи и познании, а именно их деятельностях. Для этих решений
задач даются задания, как например, описать предметы, их изображения.
Хорошие результаты можно ожидать при придумывании самим загадок, или
ж их отгадывание. В словесных играх очень нужно и важно правильно
объяснять игру, обычно нужно детям давать два или три примера, как
выполняются задания. Словесные игры проводятся не только на занятиях, но
и во время прогулки и во время подвижных игр.
Важным разделом логопедической работы является развитие
лексической стороны речи, так считает В. И Селиверстов. Ребенок должен
понимать и узнавать слова, слышащие в его речи, также их отбирать он
должен для того, чтобы высказывать и использовать их в речи. На
основании своего значения и грамматических признаков слова в языке
соединяются в лексико-грамматические разновидности - части речи, в них
одни передают значимые лексические значения, а другие только
грамматические и используются для логики слов в предложении или для
логики предложений.
13
Пассивный и активный словари детей, их расширение, рассмотрено
программой дошкольного воспитания, следовательно, эту работу может
осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время
прогулок и экскурсий.
Авторы программы по подготовке к школе детей с ОНР считаются
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. В каждом из периодов обучения они
выдвигают лексические темы, которые связанны с ближним кругом, и у
которых есть практическая значимость. Создается объем работы по
усовершенствованию словарного запаса, образованию навыков
словообразования, изучению грамматических категорий самостоятельной
речи.
В формировании лексики Р. И. Лалаева выделяет такие линии, как,
расширение словаря, его объем вместе с расширением об окружающем мире,
о развитии его деятельности, именно познавательной. Также развитие слов
значений. Формировать семантику слов и основные компоненты. Словарь,
его активизация, совершенствование, перевод слов из пассивных к активным.
И последнее, это создание полей семантики, системы лексики.
Активный словарь, его развитие у дошкольников с недоразвитием речи
является нужным провести с ними логопедическую работу со специальными
дидактическими играми, которые подобраны для детей.
Таким образом, применение дидактических игр на занятиях логопедом,
обеспечивает быстрее и точнее усваивать речевой материал, повышает
интерес детей к речи, учит детей классифицировать и обобщать предметы,
явления и понятия. Кроме всего этого, дидактическая игра развивает у детей
сосредоточенность, связную речь, является попытками актуализации словаря.