Любовь Седайкина
Комплекс упражнений, направленный на формирование приема анализа через синтез у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ программ для дошкольников позволяет утверждать, что вопреки мнению психологов, определяющих познавательную активность как качество деятельности ребенка, которое проявляется в его отношении к процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и навыками за оптимальное время, и признанию педагогами этой закономерности, большинство заданий направлено на пассивное восприятие материал. Материал сообщается детям в готовом виде. Им даются образцы выполнения действий, правил, а затем конкретизируются изученные правила на различном материале.
Публикация «Комплекс упражнений, направленный на формирование приема анализа через синтез у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Следовательно, воспитанники совершают репродуктивно воспроизводящую деятельность. Мало заданий на формирование таких приемов умственной деятельности как сравнение, обобщение, классификация. Таким образом, обучение традиционным способом тормозит развитие ребенка или происходит не достаточно эффективно.
Мы составили задания направленные на формирование приемов анализа через синтез. Много таких заданий, в которых ребенок может высказать свою догадку, предположение. Из этого следует, что познавательная деятельность дошкольников протекает на высоком уровне сознательной активности и осмысливания изучаемого материала.
Методика обучения приемов анализа через синтез строится на интегрированной основе, в которой большое внимание уделяется деятельности ребенка.
Уточненный нами операционный состав приемов анализа через синтез требует поэтапного формирования составляющих его операций, т. е. операций, которые входят в состав каждого вида сравнения.
Предлагаемая система заданий построена с учетом этих составов. Разработанные задания образуют систему, т. к. они взятые в определенной последовательности, решают единую учебную задачу, охватывают полный операционный состав анализа через синтез, взаимосвязаны и взаимозависимы и функционируют как единое целое.
Приведенная система заданий охватывает:
1. Арифметический материал программного курса математики для дошкольников.
2. Все операции, входящие в состав приведенных действий. Это означает, что данная система заданий обладает полнотой.
Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует единство, определенную целостность.
Любая система должна обладать следующими свойствами: целостностью, структурностью и взаимосвязью.
Целостность системы определяется принципиальной не сводимостью свойств данной системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимостью из последних свойств целого. Возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений, определяет структурность системы.
Зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т. д. внутри целого характеризует взаимосвязь системы.
Следовательно, набор заданий будет считаться системой, т. к. имеет общую цель - сформировать у детей прием сравнения, и характеризуется общностью материала алгебраического характера, и будет функционировать в учебном процессе, как единое целое.
Система заданий по формированию приемов анализа через синтез.
Операционный состав приема анализа через синтез
1. Выделение общих признаков.
2. Разбиение на существенные и несущественные признаки.
3. Осуществление анализа через синтез по существенным признакам.
4. Вывод делается на основе построения умозаключения.
Сравним рассмотренный операционный состав с операционным составом сравнения.
Операционный состав приема сравнения
1. Выделение общих признаков предметов.
2. Разбиение выделенных признаков на существенные и несущественные в данной ситуации.
3. Выделение признаков, являющихся основанием сравнения.
4. Нахождение сходных и различных признаков объекта, т. е. осуществление неполного сравнения
5. Формирование вывода из проведенного сравнения, т. е. осуществление полного сравнения.
Как видим, операционные составы указанных приемов очень похожи.
Целесообразно рассмотреть упражнения, направленные на формирование операционного состава анализа через синтез у детей старшего дошкольного возраста.
1) Выделение признаков предметов
1. Выделите все признаки равенства. 7+2=9
2. Выделите все признаки у числа 4.
Назовите общие и индивидуальные признаки этого числа.
3. Запишите любые выражения, используя следующие признаки:
1) разность;
2) уменьшаемое выражено однозначным числом;
3) вычитаемое выражено суммой двух чисел.
4. Запишите выражения по следующим признакам: из суммы чисел 5 и 5 вычесть 6.
5. Упражнение «Что бывает?»
Вопрос – задание:
– Что бывает большим?
– Что – маленьким?
Покажите, что в комнате большое, что маленькое.
6. Упражнение «Миша и Мишутка».
Материал. Два персонажа и игрушки, подобранные по размеру (большой и маленький мяч, большая и маленькая машинка и т. д.).
Способ выполнения.
– Сегодня для Миши и Мишутки делаем подарки.
– Какие будем дарить для Миши, большие или маленькие по размеру?
Большие.
– Почему?
Потому что Миша большой сам.
– А для Мишутки?
Маленькие.
– Почему?
Потому что Мишутка маленький.
Задания: Разделите им игрушки.
Итог: – Почему у Миши большой мяч? У Мишутки маленький?
7. Упражнение «Слушай и выполняй».
Материал. У ребенка набор красок. На большом листе нарисованы большие и маленькие круги (или треугольники и т. д.).
Задания: Ребенку нужно раскрасить только большие круги (или только маленькие).
8. Упражнение «Найди и покажи».
Материал. Набор карточек с предметами разного размера.
Задания: Найди и покажи большой дом, маленькую машинку, среднего по размеру цыпленка и т. д.
Упражнения на выделение существенных в данной ситуации признаков
1. Упражнение «Что не катится».
Материал. Несколько предметов разной формы, цвета, размера.
Задания: Найди предметы, которые нельзя закатить в воротца.
– Можно ли кубик закатить в воротца?
Нет.
– Почему? Почему кубик не катится?
Он не круглый.
– Что еще не катится?
2. Упражнение «Что может катиться?»
Материал. Тот же, что и в упражнении «Что не катится?».
Задания: Найди все предметы, которые можно закатить в воротца. Проверьте себя – попробуйте закатить предметы в воротца.
Итог: – Почему мяч катится?
– Почему апельсин катится?
– Почему яблоко катится?
Все они круглой формы.
3. Упражнение «Накормим гусят».
Способ выполнения. Мама – гусыня привела детей домой и кормит их обедом. На столе большие и маленькие миски разного цвета и разной формы.
– Какую миску дадим маме – гусыне?
Большую.
– Какие миски гусятам?
Маленькие.
– Выберите все маленькие миски для гусят.
4. Упражнение «Кто летает?»
Способ выполнения. Кто-то из родителей (или воспитатель) является ведущим. Он говорит: «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте: «Летает», - и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?» - молчите и не поднимайте руки.
Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Вертолет летает?»
5. Упражнение «Дорисуй фигуру».
Способ выполнения. Детям предлагается часть какой-то фигуры, необходимо дорисовать.
6. Упражнение «Съедобное - несъедобное».
Способ выполнения. Ведущий объясняет детям: «Я буду называть предметы. Если названный предмет съедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинуться вперед на одну клетку». Если дан неправильный ответ, то ребенок должен остаться в прежнем классе. Классы можно нарисовать мелом от 1 до 10, если играют один-два ребенка. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.
7. Упражнение «Покажи».
Материал. Даны фигуры –
Задания: – Покажи у всех фигур стороны
– Найди и покажи у фигур вершины
– Покажи во всех фигурах углы
8. Упражнение «Найди лишнюю фигуру».
Упражнения на выделение признаков, являющихся основанием умозаключения
1. Упражнение «Раздели».
Материал.
1) 2 коробочки, счетные палочки, (около 20 шт., палочки двух цветов;
2) пуговицы разного размера (крупные и мелкие);
3) ленточки разные по ширине.
Задания: 1) Разложите счетные палочки в коробки. Синие – в одну коробку, зеленые – в другую.
2) Как вы думаете, какие пуговицы нужно сложить в маленькую коробку? В коробку большего размера?
3) Разложите ленточки от самой широкой к самой узкой.
2. Упражнение «Подумай».
Материал. Даны таблицы с числами от 1 до 12. Задания:
1) Разбей числа на группы. Сколько групп получилось? Почему? Обоснуй свой ответ.
2) Разложи числа от самого большого к самому маленькому.
3) Убери все четные числа (или все нечетные числа).
4) Какое число лишнее. Убери его. Скажи, почему?
5) Какой еще вопрос ты можешь задать другу?
3. Упражнение «Угадай-ка».
Задания: Догадайся, как разделили.
Упражнения на сравнение предметов
Упражнение «Найди отличия»
Задания: Чем отличаются две чашки?
Упражнения на нахождение одинаковых свойств или признаков предметов
Упражнение : «Найди одинаковые предметы»
Задания: среди предметов отыскать два одинаковых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов А. К., Истомина Н. Б Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. – М. : Академия,1996.-224 с.
2. Артемов А. К. Обучение сравнению в математике // Начальная школа. -1982- №11.- С. 43-46.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
4. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников : вопросы теории и практики. - М. : Изд-во Московского психолого - соц. инст-та: Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004.-352 с.
5. Венгер Л. А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989. – 180 с. 6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. : МГУ, 1985.- 145 с.