Папки-передвижки

Формирование бережного отношения к природе посредством дидактических игр

Ирина Дебус
Формирование бережного отношения к природе посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на знаниях, полученных от взаимодействия с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Поэтому формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование бережного отношения к природе посредством дидактических игр» размещена в разделах

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его активной деятельности, его поведения.

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитать у маленького человека способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Экологическое воспитание детей предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);

- формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);

- участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Одно из важнейших мест в вопросе экологического воспитания дошкольника занимает дидактическая игра.

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательства человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Условиями возникновения и становления опыта по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний посредством дидактических игр явились следующие компоненты:

Мотивационный:

- желание привить детям любовь к природе;

- стремление обогатить знания детей по экологии,

- стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.

Теоретический:

- анализ знаний по ознакомлению с окружающим,

- анализ программных задач в каждой возрастной группе,

- творческое использование знаний и результатов диагностики,

- изучение новых образовательных технологий.

Практический:

- дифференцированный подход в обучении дошкольников,

- разработка практического материала по теме.

Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме : накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах окружающих предметов, развивать умение, выделять сходства и различия, совершенствовать восприятие, внимание, память.

Подбирая дидактические игры экологического содержания, необходимо обязательно продумывать цель и дидактическую задачу, определить место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировать саму игру и определять степень участия в ней всех детей, продумывать оказание помощи застенчивым детям.

Дидактическим играм предъявлены следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры нужно стараться поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечать доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

При использовании дидактических игр, как метода воспитания бережного отношения к природе, решаются следующие задачи:

- Формирование экологических представлений о мире животных;

- Формирование экологических представлений о растениях;

- Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;

- Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.

Таким образом, огромная роль в воспитании бережного отношения к природе у дошкольника принадлежит педагогу, его методическому мастерству. Педагогу при организации экологического праздника необходимо, опираясь на специфику формы, целенаправленно формировать у детей оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном, умение определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью. Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.

Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.

Игры - ребусы, игры - опыты, игры - исследования дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Бережное отношение к природе - одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении в решении задач охраны природы. Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципом бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе.

Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени.

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование бережного отношения к природе посредством дидактических игр
Опубликовано: 9 октября 2023 в 20:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование бережного отношения к природе посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дебус (УИ 1213355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД