Получи документы

Формирование алгоритмических умений дошкольников на основе программ «Рыцарь Кода» и «Scratch Junior»

ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Формирование алгоритмических умений дошкольников на основе программ «Рыцарь Кода» и «Scratch Junior»

Аннотация: на основе теоретического анализа литературы и особенностей реализации курса алгоритмики в ДОУ автор знакомит с механизмом формирования алгоритмических умений дошкольников и результатами педагогической деятельности.

Ключевые слова: программирование, Рыцарь Кода, Scratch Junior, алгоритмические умения.

Публикация «Формирование алгоритмических умений дошкольников на основе программ „Рыцарь Кода“ и „Scratch Junior“» размещена в разделах

Современными педагогами-методистами было выявлено, что «Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является формирование у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как сформировать у дошкольников алгоритмические умения» [1, с. 167]. «Развивая алгоритмические умения у дошкольников, мы развиваем умения удерживать и принимать цель предстоящей деятельности, планировать свою работу, осуществлять оценку и контроль своих действий, переносить усвоенные способы действий, алгоритмы в новые ситуации, описываемые понятным другим людям языком и средствами» [3, с. 35].

«Рыцарь Кода» – это приложение, разработанное детской школой программирования и математики «Алгоритмика». Образовательные программы, созданные на основе данного приложения, в нашем детском саду стали успешным началом не только программирования, но и развития логического мышления для многих дошкольников.

«Изюминкой» приложения «Рыцарь Кода» выступает игра с увлекательным сюжетом, с главным героем – рыцарем, а оборудованием – планшеты. Сюжет игры развивается вокруг спасения рыцарем принцессы. Каждая тема – новое приключение, поэтому на первый план выходит не образовательная задача, а игровая. Например, помощь рыцарю, приглашение к подвигу. Поэтому освоение линейных алгоритмов, циклов, координат происходит ненавязчиво, а интересно; ребенок выполняет игровые действия, содержание которых связано с визуальным языком программирования. Выполнение игровых действий связано с оперированием не словами, а блоками с изображением команд. Благодаря этому способность читать не является необходимой для игры, а значит, и для освоения основ программирования.

В нашем детском саду на занятиях по алгоритмике с использованием названных выше приложений дети не все время работают с планшетами. Задания по программированию предваряются актуализацией того, что они освоили ранее. В завершении занятия обязательно организуется обмен впечатлениями, чему научились сегодня. Для того чтобы освоение материала происходило успешно, воспитатели используют примеры, доступные восприятию дошкольников и основанные на элементарном жизненном опыте. В качестве разминок используются игры, основанные на алгоритмическом мышлении, упражнения, активизирующие воображение, пространственное восприятие, оперативную память, установление аналогий.

Scratch Junior – «это визуальная среда программирования для детей от 5 до 7 лет. С ее помощью малыши могут создавать мультики, расставляя блоки действий в последовательном порядке» [2, с. 3].

Как и приложение «Рыцарь Кода», данная визуальная среда не связана с умением читать. Так, все блоки отмечены графическими изображениями. Например, движению вперед соответствует стрелка, направленная вправо, движению вверх, прыжку – стрелка вверх.

Визуально в Scratch Junior «посередине расположена игровая сцена, куда помещают персонажей; снизу слева находятся категории блоков программирования, а справа доступные в каждом из них функции. В зависимости от подготовленного ребенком сценария, действия мультика могут разворачиваться на протяжении нескольких сцен» [2, с. 12]. Элементарной, но в то же время, важной алгоритмической составляющей действий ребенка является использование блоков «Начало» и «Конец» для начала и завершения каждой сцены. Рисовать персонажей и фоны дети могут на основе встроенного графического редактора.

Планируемыми результатами освоения Scratch Junior являются : создание мультфильмов, цифровых историй, умение рисовать в графическом редакторе, знакомство с алгоритмами, циклами, постижение математических действий (сложение, вычитание, умножение).

В нашем детском саду освоение детьми Scratch Junior организовано на последовательном освоении четырех модулей (Рис. 1).

1 модуль Работа в графическом редакторе, координатная сетка, блоки внешности, добавление графических объектов и фонов

2 модуль Изменение размеров графических объектов, изменение скорости движения, циклическое выполнение программы

3 модуль Запись звуков, переключение сцены, добавление надписи, блок задержки, последовательные циклы, касание графических объектов

4 модуль Переключение фона, бесконечный цикл, передача сообщений, вложенные циклы, управление кнопками

Рис. 1. Модули Scratch Junior

Так «алгоритмика способствует формированию мышления и интеллекта ребенка. Освоение чего-то нового в дошкольном возрасте является фундаментом для дальнейшего совершенствования в школьном возрасте» [4, с. 322].

Список литературы

1. Баишева, С. Е. Развитие у дошкольников первоначальных навыков решения алгоритмических задач [Текст] / С. Е. Баишева, Е. А. Павлова// Вестник Института культуры детства. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Научные школы: Молодежь в науке и культуре XXI века». – Челябинск, 2021. – С. 167- 169.

2. Качалина, Е. А. Создание игр в программе Scratch Junior для детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Качалина. – М. : ИТ-куб, 2022. – 24 с.

3. Корягина И. В. Формирование основ алгоритмики и программирования у детей дошкольного возраста посредством авторских игр [Текст] / И. В. Корягина, О. В. Макаренко, Н. В. Сергина // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. – Уфа, 2022. – С. 33- 37.

4. Лобанова, Е. Б. Опыт использования алгоритмики и робототехники в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Е. Б. Лобанова, В. М. Маркелова// Молодой ученый. – 2021. – № 23 (365). – С. 318-322.

Публикации по теме:

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Исторический мультикультурный фестиваль «Рыцарь атомного века» в нашем городе. ФотозарисовкаИсторический мультикультурный фестиваль «Рыцарь атомного века» в нашем городе. Фотозарисовка В день России жители нашего города могли погрузиться в эпоху средневекового рыцарства. В городском парке был разбит лагерь реконструкторов.

Конспект НОД по ФЭМП «В поисках секретного пин-кода» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по ФЭМП «В поисках секретного пин-кода» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группеТема «В поисках секретного пин-кода»Интеграция образовательных областей: • Познавательное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование алгоритмических умений дошкольников на основе программ «Рыцарь Кода» и «Scratch Junior»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 14:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД