ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Формирование алгоритмических умений дошкольников на основе программ «Рыцарь Кода» и «Scratch Junior»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: на основе теоретического анализа литературы и особенностей реализации курса алгоритмики в ДОУ автор знакомит с механизмом формирования алгоритмических умений дошкольников и результатами педагогической деятельности.
Ключевые слова: программирование, Рыцарь Кода, Scratch Junior, алгоритмические умения.
Публикация «Формирование алгоритмических умений дошкольников на основе программ „Рыцарь Кода“ и „Scratch Junior“» размещена в разделах
Современными педагогами-методистами было выявлено, что «Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является формирование у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как сформировать у дошкольников алгоритмические умения» [1, с. 167]. «Развивая алгоритмические умения у дошкольников, мы развиваем умения удерживать и принимать цель предстоящей деятельности, планировать свою работу, осуществлять оценку и контроль своих действий, переносить усвоенные способы действий, алгоритмы в новые ситуации, описываемые понятным другим людям языком и средствами» [3, с. 35].
«Рыцарь Кода» – это приложение, разработанное детской школой программирования и математики «Алгоритмика». Образовательные программы, созданные на основе данного приложения, в нашем детском саду стали успешным началом не только программирования, но и развития логического мышления для многих дошкольников.
«Изюминкой» приложения «Рыцарь Кода» выступает игра с увлекательным сюжетом, с главным героем – рыцарем, а оборудованием – планшеты. Сюжет игры развивается вокруг спасения рыцарем принцессы. Каждая тема – новое приключение, поэтому на первый план выходит не образовательная задача, а игровая. Например, помощь рыцарю, приглашение к подвигу. Поэтому освоение линейных алгоритмов, циклов, координат происходит ненавязчиво, а интересно; ребенок выполняет игровые действия, содержание которых связано с визуальным языком программирования. Выполнение игровых действий связано с оперированием не словами, а блоками с изображением команд. Благодаря этому способность читать не является необходимой для игры, а значит, и для освоения основ программирования.
В нашем детском саду на занятиях по алгоритмике с использованием названных выше приложений дети не все время работают с планшетами. Задания по программированию предваряются актуализацией того, что они освоили ранее. В завершении занятия обязательно организуется обмен впечатлениями, чему научились сегодня. Для того чтобы освоение материала происходило успешно, воспитатели используют примеры, доступные восприятию дошкольников и основанные на элементарном жизненном опыте. В качестве разминок используются игры, основанные на алгоритмическом мышлении, упражнения, активизирующие воображение, пространственное восприятие, оперативную память, установление аналогий.
Scratch Junior – «это визуальная среда программирования для детей от 5 до 7 лет. С ее помощью малыши могут создавать мультики, расставляя блоки действий в последовательном порядке» [2, с. 3].
Как и приложение «Рыцарь Кода», данная визуальная среда не связана с умением читать. Так, все блоки отмечены графическими изображениями. Например, движению вперед соответствует стрелка, направленная вправо, движению вверх, прыжку – стрелка вверх.
Визуально в Scratch Junior «посередине расположена игровая сцена, куда помещают персонажей; снизу слева находятся категории блоков программирования, а справа доступные в каждом из них функции. В зависимости от подготовленного ребенком сценария, действия мультика могут разворачиваться на протяжении нескольких сцен» [2, с. 12]. Элементарной, но в то же время, важной алгоритмической составляющей действий ребенка является использование блоков «Начало» и «Конец» для начала и завершения каждой сцены. Рисовать персонажей и фоны дети могут на основе встроенного графического редактора.
Планируемыми результатами освоения Scratch Junior являются : создание мультфильмов, цифровых историй, умение рисовать в графическом редакторе, знакомство с алгоритмами, циклами, постижение математических действий (сложение, вычитание, умножение).
В нашем детском саду освоение детьми Scratch Junior организовано на последовательном освоении четырех модулей (Рис. 1).
1 модуль Работа в графическом редакторе, координатная сетка, блоки внешности, добавление графических объектов и фонов
2 модуль Изменение размеров графических объектов, изменение скорости движения, циклическое выполнение программы
3 модуль Запись звуков, переключение сцены, добавление надписи, блок задержки, последовательные циклы, касание графических объектов
4 модуль Переключение фона, бесконечный цикл, передача сообщений, вложенные циклы, управление кнопками
Рис. 1. Модули Scratch Junior
Так «алгоритмика способствует формированию мышления и интеллекта ребенка. Освоение чего-то нового в дошкольном возрасте является фундаментом для дальнейшего совершенствования в школьном возрасте» [4, с. 322].
Список литературы
1. Баишева, С. Е. Развитие у дошкольников первоначальных навыков решения алгоритмических задач [Текст] / С. Е. Баишева, Е. А. Павлова// Вестник Института культуры детства. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Научные школы: Молодежь в науке и культуре XXI века». – Челябинск, 2021. – С. 167- 169.
2. Качалина, Е. А. Создание игр в программе Scratch Junior для детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Качалина. – М. : ИТ-куб, 2022. – 24 с.
3. Корягина И. В. Формирование основ алгоритмики и программирования у детей дошкольного возраста посредством авторских игр [Текст] / И. В. Корягина, О. В. Макаренко, Н. В. Сергина // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. – Уфа, 2022. – С. 33- 37.
4. Лобанова, Е. Б. Опыт использования алгоритмики и робототехники в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Е. Б. Лобанова, В. М. Маркелова// Молодой ученый. – 2021. – № 23 (365). – С. 318-322.