Марина Анпилогова
Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что в век компьютерных технологиймежду родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится маловыразительной, скучной и однообразной. Ухудшает речь и обилие заимствованных слов.
Бедныйсловарный запас у многих взрослых, которые, в свою очередь, должны быть примером для подрастающего поколения.
Оставляет желать лучшего и песенный репертуар некоторых артистов, например:
Я тебя бум-бум-бум,
Ты меня бум-бум-бум,
Мы вместе бум-бум-бум,
С тобою бум-бум-бум.
Известный поэт Вадим Шефнер писал:
Публикация «Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос, потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Развитие речи, речевого общения является одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду. Оно включает в себя следующее:
– Расширение, обогащение и активизация словаря детей;
– Воспитание звуковой культуры речи;
-Формирование грамматически правильной разговорной речи;
-Развитие связной речи.
Для решения этих задач можно с успехом использовать народные игры.
Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением.
У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся положительная основа для формирования патриотических чувств.
По своему содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны каждому ребёнку. В играх много юмора, шуток. Они часто сопровождаются считалками, потешками, жеребьёвками.
Считалки являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков. Игры с зачином привлекают детей наличием параллельной рифмы, например:
Я куплю себе дуду,
Я по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем,
Ты води.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушонок хочет пить,
Выходи - тебе водить.
Помимо считалок при проведении фольклорных игр использовались жеребьёвки. Они применялись в тех случаях, когда надо было разделить игроков на две команды.
В некоторых народных играх, перед их началом, применялись забавные певалки, например:
Первенчики-бубенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки да ложки,
Медок, сахарок,
Молчок!
Певалки использовались и в самом содержании фольклорных игр.
Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (обруч) и говорит:
Мышка, мышка,
Продай свой уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!»
В певалках много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Произнося текст, дети усваивают способы образования слов, пополняют свой словарный запас. Некоторые слова требуют объяснения.
Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, при организации НОД использую следующее:
1. Неоднократное повторение слов;
2. Заучивание;
3. Проведение инсценировок, где присутствуют новые слова.
Всё это со временем позволит словам из пассивного словаря перейти в активный словарь. На фольклорном материаледети усваивают способы изменения существительных, образование форм именительного и родительного падежа, множественного числа, форм глагольного словоизменения.
Усвоить предложно-падежные формы помогают и игровые упражнения, например:
Игра «Подскажи словечко»
Тады-рады тынка,
Где же наша свинка?
Тады-рады толки,
Съели свинку…
Тады-рады тынкой,
Ты бы их …
Тады-рады тутки,
С волком плохи …
Тады-рады тышка,
Выходи…
НОВОСТИ
Очень нравятся ребятам народные игры, в которых есть диалог. Дети входят в образ, имитируют повадки, подражают голосу того или иного животного.
Особо популярна игра «Тень-тень, потетень»
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Мoгy песни я петь!
Благодаря народным играм, дети знакомятся с особенностями жизни разных народов. В логопедической группе многонациональный состав. Есть русские, кумыки, украинцы, татары. Когда посещал логопедические занятия Сиёвуш, узбек по национальности и родом из Киргизии, ребята познакомились с узбекскими считалками, киргизской народной игрой «Скачка».
В считалках говорится о бабае, человеке старшего поколения.
Ехала машина легковая,
На базар везла бабая.
Остановка Чукурсай,
Выйду я,
А ты считай.
Были те бабаи бородатые.
Новые халаты полосатые.
Остановка Чагатай,
Выйду я, а ты считай.
В игре «Скачка» ребята выполняют движения под речевое сопровождение.
Они слышат текст и учатся ориентироваться на рифму:
На коне-скакуне я скачу,
Я скачу.
Если зайца увижу –
Отпущу.
За лисицей поскачу –
Кнутовищем исхлещу.
А на волка налечу –
Истопчу, истопчу!
При организации НОД широко используются не только народные игры и игровые упражнения, но и малые фольклорные формы,которые таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.
Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребята легко заучивают и много раз произносят тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у них вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.