Оксана Исаева
Физкультурно-оздоровительный проект «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Воспитатель: Груздева О. А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ
1.2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
1.3. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1.4. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
1.5. ФОРМЫ ПРОЕКТА
1.6. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
2. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
4. ЛИТЕРАТУРА
ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- правильного рационального питания
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционно-развивающей среды.
БЕЗ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ!
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с
учётом индивидуальных особенностей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Создать условия обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей;
Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, активности.
Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровление детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
- принцип разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
- принцип индивидуальности
обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
- принцип оздоровительный
обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
- принцип взаимосвязи с семьей
соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
- принцип доступности медико-социальной помощи
- принцип ответственности сотрудников ДОУ
- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей
- принцип активности детей
ФОРМЫ ПРОЕКТА
Формы работы с детьми по данному направлению разнообразны:
1. Специально организованная деятельность
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, на свежем воздухе и т. д.)
- занятия по физической культуре на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками)
- подвижные игры, основные движения
- босохождение
- динамические паузы
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
- гимнастика пробуждения
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)
- чесночно-луковая ингаляция
- массаж
- психологическая поддержка
- прием детей на улице в теплое время года
2. Совместная деятельность с детьми
индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, коммуникативные игры, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья
3. Самостоятельная деятельность детей в спортивном уголке, схем наблюдения за поведением ребенка
4. Интеграция с другими образовательными областями: художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы :
совместная физкультурно-досуговая деятельность, организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, обогащение литературы по здоровому образу жизни, анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой и папой»
6. Взаимодействие со специалистами ДОУ
консультации логопеда, педагога-психолога, инструктора по ФК, музыкального руководителя, медицинского персонала
Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Основными результатами внедрения проекта станут :
- соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме
- активность детей, владение навыками здорового образа жизни, накапливаемость резерва здоровья
- появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
Таблица 1.
Сентябрь
Исследовательская деятельность: «Организм человека». Познакомить детей с внешним строением тела; с возможностями тела (организма) : я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, дышать, думать. Воспитывать чувство гордости, что я – человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.
Октябрь
Познавательная беседа: «Витамины на тарелке и здоровый организм». Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.
Дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде). Применение по назначению врача, чужих лекарств не брать, о витаминах, продуктах, где они есть.
Ноябрь
Познавательная игра: «Встреча с Мойдодыром». Развить у детей понимание, значения и необходимости гигиенических процедур.
Декабрь
Спортивное развлечение: «Зимнее путешествие Колобка». Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье. В игровой форме развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость. Формировать мышечно-двигательные навыки.
Январь
Игровая ситуация: «Будь здоров, Степашка!» Вызвать у детей желание заботится о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни : формирование представления дошкольников о зависимости здоровья от ухода за глазами, ушами, носом и зубами; ознакомление детей с различными видами гимнастики (гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, массажа (массаж ушной раковины); развитие внимания.
Февраль
Праздник забытых игр. Способствовать созданию радостного настроения. Развивать у детей представление о народных играх, о здоровом образе жизни. В игровой форме развивать физические качества.
Март
Сказка-беседа: «В стране Болючки».
Практикум: Мойте руки перед едой». Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах, о том как защитить себя от микробов.
Апрель
Физкультурный досуг : «Веселый Стадион». Повысить интерес детей к физической культуре. В игровой форме развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений. Формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку.
Май
Познавательная беседа: «Солнце, воздух и вода». Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности, рассказать о профилактике заболеваний (воздушных и солнечных ваннах, массаже, закаливании).
- показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей
- формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков
-повышение уровня физического и психического здоровья детей;
-нормализация общей и мелкой моторики;
4. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
Таблица 2
Сроки. Форма. Содержание.
Декабрь
Октябрь Родительский уголок: «Выходные с пользой для здоровья».
«Режим дня дошкольника».
Май
Январь
Март Папки– передвижки:
«Закаливание организма»;
«О здоровой и полезной пищи»;
«Ребенок согнулся под тяжестью лет» (об осанке).
Ноябрь
Май Консультации: «Формирование у детей навыков личной гигиены».
«Осторожно! Ядовитые растения!»
Сентябрь
Апрель Совместные фотовыставки:
«Где бывали, что видали»;
«Активный отдых семьи»;
Январь
Февраль Дружеские встречи:
Семинар- практикум «Развитие мелкой моторики Су-Джок терапией»;
Спортивный праздник «Мы защитники».
ЛИТЕРАТУРА
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ
/Т. С. Яколева, 2006 г /
- Развивающая педагогика оздоровления /В. Т. Кудрявцева,
Б. Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г. /
- Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л. В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г. /
- Физическая культура дошкольника /Т. В. Кудрявцева
- Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Расту здоровым. Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений /В. И. Зимонина – М, ВЛАДОС, 2003 г. /
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э. Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г. /
- Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М. А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г. /
- «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» И. Е. Варенин, С. Г. Кудрявцева
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л. В. Гаврючина
- «Игры, которые лечат» Е. А. Бабенкова
- «Скороговорки и чистоговорки» О. А. Новикова
- «Развиваем мелкую моторику» О. И. Крупенчук
- «Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999.