Любовь Жмуд
Проект «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта Полное название проекта : «Азбука здоровья». Автор проекта : Жмуд Любовь Николаевна. Продолжительность проекта : долго - срочный, с 1 ноября по 1 апреля. Тип проекта : практико – ориентированный. Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители. Возраст детей: 6 – 7 лет.
Актуальность.
Публикация «Проект „Азбука здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья, и только 10,5% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Проблема:
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная физическая активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Цель: формирование у детей дошкольного возраста понимания потребности в сохранении и укреплении своего здоровья.
Задачи: Для детей:
Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Дать представление о том, из каких компонентов складывается здоровье, способах его укрепления.
Обогащать представление детей о витаминах, их роли в жизни человека.
Повысить интерес к физкультуре и спорту. Для педагогов:
Повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по теме: «Здоровый образ жизни». Для родителей:
Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и в условиях детского сада.
Формировать у родителей мотивацию здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
Повысить педагогическое мастерство родителей по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.
Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты по проекту : Для детей:
У детей будет сформирована привычка к здоровому образу жизни через реализацию общеобразовательных областей.
Выпускники овладеют знаниями о своём здоровье, о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье.
Снизится заболеваемость и повысится уровень здоровья детей.
Для педагогов :
Повысится профессиональное мастерство педагогов по теме «Здоровый образ жизни».
для родителей:
Расширится представление у родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Повысится педагогическое мастерство родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Родители будут использовать здоровьесберегающие технологии в домашних условиях.
Продукты проектной деятельности :
Для детей:
Развлечение «На Севере у медвежонка Умки».
Для педагогов:
Создание картотеки бесед по профилактике травматизма с детьми старшего дошкольного возраста.
Картотеки игр по теме «Здоровье человека».
Для родителей:
Спортивный праздник «Папа – наша гордость».
Изготовление массажных ковриков.
Фотовыставка «В семье растет спортсмен». Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап 1. Определение целей и задач, создание условий для самостоятельной деятельности детей. 2. Разработка плана работы на этапах реализации проекта; (Цикл педагогических мероприятий познавательной, физкультурно – оздоровительной направленности). 3. Подбор информации по данной теме (из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений); (Создание методического обеспечения проекта). 4 Анкетирование родителей по теме. 5. Круглый стол: деловая игра «Что мы должны знать о здоровье?» 2. Основной этап
Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, ситуативные беседы, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, подвижные игры.
Составление рассказов по теме «Моё здоровье».
Выставка совместных рисунков детей и родителей «Мы здоровью скажем : «Да».
Создание картотеки.
Чтение художественной литературы по теме.
Консультации и папки – передвижки для родителей.
3. Заключительный этап
Спортивный праздник «Папа – наша гордость»
Фотовыставка «В семье растет спортсмен».
Образовательная область Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность
Социально – коммуникативное развитие Коммуникативная
Игровая Составление рассказа на тему: «Моё здоровье». Беседы: «Как гулять детворе зимой во дворе». «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». «Когда болит животик». «Будь внимателен в играх». «Берегись – не подавись!». «Если стало плохо нам – на прием идем к врачам». «Осторожно – горячо». «Бродячие кусачие». «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой». «Что сотворить, чтобы кровь «затворить?». «В жару». «Лекарственные растения». «Здоровая полноценная пища». Сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Кукла заболела». Дидактические игры: «Органы чувств». «Внутренние органы человека». «Сложи человека из геометрических фигур»; «Строение человека»; «Пищевое лото»; «Полезные и вредные продукты»; настольная игра «Операция»; «Витаминный мешочек»; «Узнай по запаху», «Расскажу, но не покажу», «Я начну, а ты продолжи», «Советы Мойдодыра». Подвижные игры: «Горелки». «Бездомный заяц». «Волк во рву». «Два мороза». «Заря – заряница». «Караси и щука». «Космонавты». «Мы веселые ребята». «Мы по Африке гуляем». Пальчиковые игры: «Сел на ветку снегирек» «Улитка, улитка» «Как у нашего кота» «В нашей избушке» «Где твой дом» «Жили, были зайчики» «Вдоль по реченьке»
Речевое развитие Коммуникативная
Воспитание художественной литературой 1. НОД «Зимние забавы» (Составление описательного рассказа по картине). 2. Блиц – опрос «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». 3. Разучивание и объяснение пословиц и поговорок о здоровье. 4. Загадки на тему «Здоровье». 5. Разучивание стихотворений о ЗОЖ. «Бедный доктор Айболит» Элени Керра «Здоровье» А. Гришин. «Мы здоровы» Н. Ярославцев. «Зарядка» А. Барто. «Мойдодыр» Е. Силёнок. «Будьте здоровы» С. Островский. Барто А. – «Девочка чумазая», «Мы с Тамарой ходим парой», «Прогулка», «Грипп», «Прививка».
Благинина Е. – «Прогулка»; Витковская М. – «О том, как мальчуган здоровье закалял»; Зайцев Г. – «Дружи с водой», «С добрым утром»; Кан Е. – «Наша зарядка»; Короткевич Л., Шахненко В. «Сказка о девочке Марусе и бабушке Гигиене»; Крылов А. – «Как лечили петуха»; Кутафин А. - "Вовкина победа" Маршак С. – «Дремота и зевота». Михалков С. – «Про девочку, которая плохо кушала», «Прививка», «Про мимозу», «Не спать». Найденова Н. – «Наши полотенца». Суслов В. – «Про Юру и физкультуру». Токмакова И. – «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной». Усачев А. – «Футбольный мяч»; Успенский Э. – «Дети, которые плохо едят в детском саду»; Чуковский К. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Доктор Айболит». Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова – «Правила поведения для воспитанных детей»; Яснов М. – «Я мою руки»;
Познавательное развитие Познавательно – исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность НОД «Что такое здоровье». НОД «Витамины для здоровья». Беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу». «Как устроено наше тело?». «Микробы и мыло». «Для чего нужна зарядка». «Что такое плоскостопие». «Зимние виды спорта». «Полезные продукты». «Правила гигиены». «Врачи – наши помощники». Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте. «Превращения воды». «Фильтрование грязной воды». «Рассматривание через лупу кожи рук, особенно перед их мытьем», «Сравнение чистых и грязных рук», «Значение воздуха для организма», «Воздух в нас».
Художественно – эстетическое развитие.
Изобразительная деятельность
Продуктивная Рассматривание картин: Левитан И. И. «Березовая роща», «Золотая осень». Поленов В. Д. «Московский дворик». Серов В. А. «Девочка с персиками». Натюрморты: Машков И. «Фрукты», Петров – Водкин К. С. «Розовый натюрморт». Стожаров В. Ф. «Хлеб, соль и братина». Хруцкий И. Ф. «Цветы и плоды». Рисование: «Натюрморт «Фрукты», «Клубника» (тычки, «Мой спортивный уголок», «Мы на отдыхе». «Полезные продукты». Лепка: «Лыжник», «Овощи и фрукты». Аппликация: «Витамины на нашем столе».
Взаимодействие с родителями.
• Анкетирование: «Какое место занимает физкультура в вашей семье». •Родительское собрание «Быть здоровым – стильно, модно». •Спортивный праздник «Папа – наша гордость» •Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков и поделок «Мы здоровью скажем «Да». • Фотовыставка «В семье растет спортсмен». • Консультации: - «Воспитание здорового ребёнка». «Ещё раз о вреде курения». • Создание книги «О вкусной и здоровой пище». • Изготовление «дорожек здоровья» для детей (массажные коврики).
Полученный результат
Качественная реализация проекта, позволила сформировать у детей следующие представления о здоровом образе жизни. Повысился педагогический уровень воспитателей по теме «Здоровый образ жизни». Родители используют здоровьесберегающие технологии в домашних условиях. ВЫВОД
Данный проект, который был реализован с детьми подготовительной к школе группы, показал следующее: у детей сформировались элементарные представления и понятия о ЗОЖ. За время осуществления проекта у детей было отмечено значительное повышение интереса к ЗОЖ, что нашло свое отражение в процессе участия в образовательной деятельности, игровой, художественно – эстетическом развитии. Родители приняли активное участие в проекте : оформили выставку, сделали массажные коврики, папы приняли участие в празднике. Проект помог родителям понять необходимость физического развития детей в повседневной жизни. Увеличилось количество детей посещающих физкультурно – оздоровительные секции : фигурное катание, футбол, гимнастика, плавание.