Галина Степанова
Долгосрочный проект по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.
При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Долгосрочный проект по сохранению и укреплению здоровья дошкольников „Азбука здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Участники проекта:
- дети средней группы детского сада
- воспитатели
- родители
- инструктор по физической культуре
- старшая медицинская сестра
Руководители проекта:
- воспитатель Степанова Галина Антоновна
- воспитатель Перова Любовь Вячеславовна
Вид проекта:
долгосрочный, с 1 июня 2014 года по 1 июня 2015 года
Цель проекта:
1) создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей,
2) формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи проекта:
1) обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья,
2) сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни,
3) научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
4) формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью
5) привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми в ДОУ и дома.
Новизна здоровьесберегающего проекта
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в оздоровительную работу. Создание здоровьесберегающего пространства через соблюдение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, использование информационных компьютерных технологий, нетрадиционных методов, форм работы и оборудования обеспечивает эту включенность.
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический (июнь-август)
Задача этапа: диагностика уровня физического развития детей; анкетирование и беседа с родителями, наблюдение за поведением и состоянием здоровья детей, в повседневной жизни; беседа со старшей медицинской сестрой; анализ ситуации; определение основных целей проекта, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию ЗОЖ, оздоровительного образования через проведение совместных досугов, спортивных праздников, развлечений и др.
2 этап - организационный (август-сентябрь)
Задача этапа: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, обновление и расширение здоровьесберегающей среды в группе, привлечение родителей к предстоящей оздоровительной работе в инновационном режиме.
3 этап: основной – реализация и актуализация проекта (учебный год)
Задачи этапа: формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья
4 этап - итоговый, диагностический (май)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
1) обновление и расширение образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
2) усвоение детьми основ здорового образа жизни; понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека; проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих;
3) снижение показателя заболеваемости;
4) положительная динамика показателей физического развития детей.
5) формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
Продукты проекта:
Двигательно-образовательная деятельность, физкультурные занятия, музыкально-ритмические занятия, утренняя гимнастика, релаксационная гимнастика перед дневным сном, бодрящая гимнастика после дневного сна, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, оздоровительный бег, оздоровительная работа, витаминотерапия, настой шиповника, фитонциды, луковая и чесночная закуска, смазывание слизистой носа оксалиновой мазью, закаливающие мероприятия воздухом (приём детей на свежем воздухе, утренняя зарядка, воздушные ванны, прогулки, одежда по погоде, дыхательная гимнастика, водой (топтание ногами в воде комнатной температуры, умывание, дополнительные закаливающие процедуры (самомассаж, солнечные ванны, хождение босиком, активный отдых, подвижные игры на воздухе, дни здоровья, спортивные развлечения, праздники, досуги.
Ресурсы проекта:
1. В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления».
2. Физкультурный уголок и оборудование для физического воспитания детей, профилактики плоскостопия, дыхательной гимнастики, формирования правильной осанки у детей.
3. Спортивная площадка на территории ДОУ.
4. Спортивно-игровое оборудование в физкультурном зале, гимнастические маты для обеспечения страховки и предотвращения травматизма.
5. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии использование различных дорожек, косичек, змейки ; для «подлезания» - дуги и др.
6. Нетрадиционное спортивное оборудование.
7. Медицинский кабинет ДОУ.
Формы работы по реализации проекта:
Анкетирование родителей, занятия, экскурсии, походы, самостоятельная деятельность детей, игры; работа с родителями, подборка методического и дидактического материала, презентаций, слайд шоу; познавательное чтение; спортивно-оздоровительные праздники и развлечения, информационный стенд для родителей «Будь здоров, малыш», освещающий вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память», предлагаются рецепты витаминных чаев, общеукрепляющих настоев для приготовления и использования в домашних условиях.
План мероприятий по работе над проектом
Результаты проекта
Главный результат проведенной работы в этом проекте это уменьшение частоты и длительности заболеваний детей в средней группе, укрепление и развитие детского организма.
Родители воспитанников были проинформированы о методах здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологиях и навыках самооздоровления. Оказана помощь семьям в воспитании и оздоровлении дошкольников.
Вырос интерес в семьях к занятиям спортом, физической культуре. Воспитанники заметно повысили уровень физической подготовленности, обеспечен эмоциональный настрой, получены знания по формированию ЗОЖ и самооздоровления, закреплены навыками с использованием здоровьесберегающего образовательного процесса.
Таким образом, использование в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Работу в данном направлении продолжаю, расширяю и углубляю, так как она дает положительные результаты.