Блюмберг Наталья
Физическое развитие и формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие и формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста в ДОО
Проблема оздоровления детей дошкольного возраста – одна из актуальных в общем образовании сегодня. И ступень дошкольного образования как первая в общем образовании несет на себе двойную ответственность за решение это задачи.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования физическое развитие занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Отношение детей дошкольного возраста к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личности. Отношение воспитанников к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
В дошкольной педагогике рассматривается сущность понятия «ценностное отношение к здоровью» применительно к дошкольному возрасту как личностное образование, включающее: представление о здоровье как значимом условии для активной и творческой жизни, мотивацию к здоровьесберегающей деятельности, готовность и потребность следовать правилам здорового и безопасного поведения.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью у воспитанников начали с преобразования развивающей предметно-пространственной среды физкультурного зала, способствующей эмоциональной окраске при выполнении действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формированию и поддержке положительной самооценки воспитанников при взаимодействии друг с другом, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Педагоги детского сада также вовлечены в деятельность по формированию ценностного оношения к здоровью. С воспитанниками организуются беседы о пользе прививок, исследовательские проекты «Зимние олимпийские игры в Пекине», выставки рисунков и поделок детей на тему : «Прежде чеи за стол сесть, я подумаю, что сьесть!», «Мои любимые виды спорта», «Эти вредные микробы и вирусы»
С целью овладение системой знаний и понятий о своем организме, здоровье, здоровом образе жизни, педагогами разработана программа развития у дошкольников формирования ценности здоровья и потребности в здоровом образе жизни. Знания даются как в ходе режимных моментов так и в ходе организованной деятельности, независимо от её вида.
Для повышения у детей положительного отношения и интереса к двигательной деятельности в организованную двигательную деятельность введены:
- занимательная разминка, где воспитанники выполняют упражнения под музыку и рифмованные фразы, все упражнения разминки имеют названия;
- комплексы самомассажа и дыхательные упражнения, их цель не только в профилактике простудных заболеваний, но и в привитии детям чувства уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие, что они ответственны за своё здоровье;
- упражнения «Весёлого тренинга» имеют названия символизирующие подражание персонажам сказок, птицам, рыбам («Колобок», «Стойкий оловянный солдатик», «Цапля» и др.) это позволяет детям легче запоминать и с удовольствием выполнять упражнения;
- релаксационные упражнения применяются для снятия напряжения в мышцах, восстановления после активного занятия двигательной деятельностью.
В целях сохранения, укрепления здоровья воспитанников, привития им чувства ответственности за свое здоровье в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики, одна из нетрадиционных – йога, а именно ее базовая ступень – хатха – йоге. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, астмы, воспитанники увереннее координируют свои движения, у них повышается иммунитет и общий тонус, устойчивость к простудным заболеваниям и стрессам.
С целью внедрения инновационных технологий, поиска эффективных форм и приемов всестороннего развития детей дошкольного возраста, применяем - кинезиологические упражнения. Упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.
Кинезиологические упражнения, или игры включаем в любую часть занятия. Все упражнения данной системы – перекрестные. Упражнение выполняем сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Используя Спортивно-игровой комплекс «Кузнечик», мы учим воспитанников правильной технике прыжка, развиваем мышцы ног, скоростно – силовые качества.
Спортивно – игровой комплекс «Кузнечик» имеет привлекательный вид, легко трансформируется, исходя из инициативы воспитанников и целей занятия, побуждает детей к двигательной активности, что создает предпосылки для более разнообразной двигательной деятельности; вносит элементы новизны в образовательную деятельность, удовлетворяет потребность воспитанников в движении.
С целью развития интереса к двигательной деятельности разработан и внедрен цикл занятий тренировочного типа с использованием спортивных тренажеров: велотренажер, мини-батут, силовой тренажер, беговая дорожка (приложение). Цикл занятий способствует формированию знаний и представлений о спортивных тренажерах, их влиянии на развитие физических качеств человека, наличию положительно окрашенных эмоций при выполнении упражнений. Длительность занятий на спортивном тренажере от 3 до 5 минут, через каждую минуту детям предлагается отдых в течение 30-40 сек.
С целью приобщения воспитанников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни включаем в работу технологию «Школа мяча». Моя основная задача – научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне.
Даю воспитанникам представление о сущности спортивных игр с мячом, их правилах. Обучаю не только индивидуальному умению владения мячом, так и действию в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.
Использование игрового парашюта позволяет совершенствовать двигательные навыки детей, воспитывать умение действовать в коллективе согласованно. Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки.
Уникальность парашюта и игр с ним не нуждается в представлении и рекламе — развернутый парашют сразу же собирает вокруг себя ребят. В игре с ним отсутствует соперничество, она воспитывает дух сотрудничества, учит последовательным действиям и распределению усилий. В то время как большинство игр для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма.
Формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста невозможна без активного участия родителей воспитанников, совместно с родителями организован исследовательский проект «Здоровье начинается со стопы», создана интерактивная «Азбука здоровья», в которой на каждую букву воспитанники и их родители придумали что-то символизирующее здоровье и здоровый образ жизни (А – аэробика; Б – бег; В – витамины и др, организованы совместные досуги «Мама, папа, я – спортивная семья», «Будь здоров!» «А ну – ка дедушки, а ну – ка бабушки» и др., выставка газет «Папа, мама, я – здоровая семья».
Для формирования эмоционально – положительного отношения к здоровью и с целью реализации знаний о способах сохранения и укрепления здоровья в деятельности в детском саду организуются различные мероприятия, спортивные праздники, квесты «Лыжня росии», «Кросс наций» «Юные туристята» весёлые старты и др.