Татьяна Ничкасова
Физическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Игра-путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии "Игра-путешествие"
Физическое развитие осуществляется в двигательной и игровой видах деятельности, которые являются основными для дошкольника. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни.
Публикация «Физическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии „Игра-путешествие“» размещена в разделах
В игре участники обязательно взаимодействуют, так как присутствует соревновательный момент. Игра способствует переключению внимания и помогает решать конфликты. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Среди используемых в практике физического воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами и игра путешествие, старая технология, которая в свете ФГОС приобрела новое и большое значение.
Технология квеста разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Доджем Берни в1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе.
Квест – это игра-приключение, в которой участники должны решать определённые умственные задачи для продвижения по сюжету и для достижения определённой цели. Каждое выполненное задание квеста должно стать ключом или подсказкой к выполнению следующего, что может определять дальнейший исход игры. Поэтому сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Этот момент является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Путешествие – это продвижение по какой-либо территории с целью её изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.
Игра-путешествие - это игра-приключение, в которой участники должны решать определённые действия для дальнейшего продвижения по сюжету. Игра-путешествие предполагает наличие заранее составленной карты маршрута, и прохождение каждого этапа этого маршрута сопровождается награждением участников бонусами или получением штрафов, что тоже придаёт необычность игре и усиливает впечатление. Больше игры-путешествия ничем не отличаются от квестов.
По типам квесты и игры-путешествия делятся на:
• бродилки;
• проекты;
• головоломки и т. д.
По форме квесты и игры путешествия делятся на:
1. линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
2. штурмовые, в которых все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
3. кольцевые, которые представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в кольцо. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Структура игр:
• пролог (введение). Здесь происходит знакомство с сюжетом и распределение ролей (для игры-путешествия получение карты маршрута);
• экспозиция (выполнение заданий). Это прохождение этапов, решение вопросов, выполнение действий и ролевых заданий с получением бонусов и штрафов;
• эпилог (оценка). На этом этапе происходит подведение итогов и награждение победителей.
Этапы создания игр:
1. определить цели и задачи игры;
2. указать целевую аудиторию и количество участников;
3. определить форму игры;
4. написать сценарий;
5. определить необходимое пространство и ресурсы;
6. определить количество помощников и организаторов;
7. создать объявление – заинтриговать участников.
Квесты и игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, её развитием и чудесами. Они отражают реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель данных игр – усилить впечатление, предать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Данные игры можно проводить с одной группой детей, которая будет продвигаться по игре от задания к заданию. А можно привлечь к участию всех детей детского сада. Тогда игра должна содержать задания, соответствующие каждой возрастной категории детей, которые должны будут выполнять одновременно на разных площадках. Этот вариант предполагает наличие своей карты маршрута для каждой группы.
Именно такой вид игры-путешествия был проведён летом 2017 года ко дню защиты детей. Называлась игра «Наперегонки с летом», которая была организована совместно с музыкальным руководителем нашего детского сада.
Образовательные задачи данной игры создать атмосферу всеобщего праздника, доставить радость детям от встречи с любимыми персонажами, предоставить каждому ребёнку возможность проявить свои исполнительские способности в играх, стихах, танцах, песнях. Продолжать развивать творческую инициативу и самостоятельность, нравственно – эстетический вкус детей, зрительное и слуховое внимание, чувство ритма, любознательность, коммуникативность. Обогащать словарный запас, активизировать речь.
Мероприятие проводилось утром на улице. Площадка празднично украшена. На площадке звучит весёлая детская музыка. Детей встречают ведущие. По сюжету данной игры отрицательный герой Врака-Забияка совершила много нехороших поступков, из-за чего очень расстроилось Лето. Из-за этого оно всегда грустило и не хотело радовать детей яркими солнечными днями. Положительный герой Веснушка просит у детей помощи исправить плохие поступки Враки-Забияки, научить её быть хорошей и собрать как можно больше весёлых улыбок (бонусов) для грустного Лета.
Дети совместно с воспитателями начинают путешествовать по определённому маршруту и попадают на заранее определённые для каждой возрастной группы площадки. На каждой площадке оказываются две группы, примерно одинаковой возрастной категории. На каждой площадке заранее подготовлен инвентарь и задания.
1 ПЛОЩАДКА (4 младшая и 1средняя группы)
Игра “Веселые гусеницы”.
Дети сцепляют руки на животе впереди стоящего ребенка. Получается импровизированная «гусеница» Не расцепляя рук, каждой «гусенице» нужно преодолеть расстояние от старта до финиша.
Игра-эстафета “Муравьишки”.
Выбираются 2 команды по 10 человек Командам необходимо из кубиков построить домики – “муравейники”. Каждый участник команды берет по 1 кубику и бежит до места постройки. Последний участник устанавливает крышу. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
2 ПЛОЩАДКА (5 средняя и 3 старшая группы)
Игра «Жадина»
Два ребё нка из каждой команды должны удержать на себе как можно больше шаров: держать за хвостики, между ногами, под майкой, зубами, прислонившись друг к другу.
Игра - эстафета «Кенгуру»
Зажать шарик между колен, в руках игрушка и допрыгать с ним до «детского сада» (обруча, положить игрушку, передать шарик следующему.
3 ПЛОЩАДКА (6 старшая и 2 подготовительная группы)
Игра «Воздушный хоккей»
Загнать шарик в ворота палкой (обруч держит один ребёнок, участвуют 2 человека.
Игра - эстафета «Репка»
Команды по 6 человек (на противоположной стороне стоит кегля)
1 – «дед» в обруче бежит и обегает кеглю и возвращается за следующим участником,
2 – «бабка» - бегут вместе в обруче,
3 – «внучка»,
4 – «Жучка»,
5 – «кошка»,
6 «мышка» - берет кеглю и все возвращаются.
Кто разыграет сказку быстрее, тот и победил.
Дети соревнуются и зарабатывают бонусы. После чего дети, следуя карте, возвращаются на исходную площадку, где было произведено подведение итогов. Каждая группа внесла свой вклад в одно общее дело. И, не важно, кто и сколько собрал бонусов, главное общий результат. Лето было спасено, а дети были осчастливлены финалом игры.