Оксана Щербина
Физические упражнения для детей по развитию вестибулярного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА
Упражнения на мячах
Мячи больших размеров (56см и 41см) используются для развития навыков балансировки и пространственного ориентирования, понимания строения своего тела и его работы. Мячик маленького размера удобен для различных упражнений : катание, бросание, толкание и др.
1. Поставьте ребенка спиной к мячу, ноги опираются на мяч, усадите по центру мяча, откатив его назад. Покачивая, стимулируйте развитие навыков равновесия. На более продвинутом этапе возможны специальные упражнения на мяче, руки прямые в сторону, покачиваясь, пытаться удержать равновесие.
Публикация «Физические упражнения для детей по развитию вестибулярного аппарата» размещена в разделах
2. Ребенок в положении на животе на мяче размером, соответствующим его росту, руки прямые вытянутые вперед, придерживая ребенка за бедра, толкните мяч вперед, вызывая защитную реакцию на полное разгибание.
3. Ребенок лежит на животе, на мяче соответствующего размера. Придерживая ребенка за бедра, осторожно качните мяч вперед-назад, в стороны, следя за ответной реакцией ребенка.
4. Данное упражнение рекомендуется для детей с больной спастикой. Ребёнок лежит, покачивая мяч, добейтесь уменьшения мышечного тонуса. Необходимо следить за реакцией ребенка, чтобы предотвратить переразгибание.
5. Упражнения на развитие умений переносить весовую нагрузку на колени, например: пройти на коленях, опираясь на модуль большего размера.
Упражнения с мягким модулем «Валик».
(Валики различных размеров можно заменить боксерской грушей)
Разнообразие размеров валиков позволит вам выбрать позиционер, который соответствует росту и состоянию. В основном валики используются для тренировки навыков координации движений и стабилизации мышечного тонуса.
1. а) Упражнения на выпрямление рук, туловища, головы, тазобедренного сустава и сгибания колен. Ребенок лежит на животе, на валике соответствующего размера. Вы находится перед ребенком, стимулируя его тем самым удерживать себя на прямых ногах и держать голову прямо. Если ребенок высокий, его можно положить на два валика одинакового размера. Дополнительный валик позволит передвигаться вперед-назад.
в) Ребенок находится в положении лежа на животе верхом на валике, стопы ног плотно прижаты к полу. Вы позади ребенка. Медленно встать, начиная поднимать голову, затем туловище, поддерживая себя руками. Чтобы предотвратить переразгиб туловища и головы необходимо обхватить ребенка сзади, придерживая его выше запястья.
2. Упражнения для предплечья и развития навыков контроля головы. В положении лежа на животе, на валике дотянуться до предметов.
В положении на четвереньках с опорой на валик постепенно перенести весовую нагрузку с рук на ноги и наоборот.
3. Упражнения на равновесие
а) Ребенок в положении сидя на валике, стопы ног плотно на полу, туловище слегка наклонено вперед, руки между колен, ладони плотно прижаты к валику.
б) Ребенок, лежа на животе вдоль валика, ноги прямые, слегка согнуты в коленях, как бы обхватывая валик.
Осторожно покачивать валик из стороны в сторону, попросив ребенка стараться удержаться в первоначальном положении, компенсируя смещение центра тяжести.
4. Упражнения для нижних конечностей.
а) Положение сидя верхом на валике. Осторожно покачивая валик, уменьшить мышечный тонус нижних и верхних конечностей. Попросить ребенка вывести ноги вперед, в стороны, и удержать при этом равновесие. Это упражнение на растяжку подколенного сухожилия и абдукторов. Для растяжки пяточного сухожилия тазобедренный, коленный и голеностопный суставы должны находиться под углом 90° и больше.
б) Поочередно отталкиваясь ногами от пола, покачаться на валике, и в то же время стараться удержать туловище в первоначальном положении.
5. Упражнения на ротацию туловища. Ребенок в положении сидя с одной стороны валика. Вращать туловище, постепенно наклоняясь в стороны, стараясь дотронуться до пола.
6. Упражнения на развитие навыков восприятия. Для занятий лучше взять длинные валики для большего удобства ребенка и Вас. Работая с различными предметами, Вы сможете следить и за реакцией ребенка и за его осанкой.
7. Для детей проблепами со зрением для ориентации в пространстве большое значение имеет личный опыт. Для развития тактильного восприятия изучить предметы рукой, а затем осторожно оттолкнуть валик, дотянуться до него, распрямив туловище.
8. Упражнения на сгибание и разгибание в тазобедренном суставе. Ребенок в положении стоя на коленях, опираясь на валик, переносит весовую нагрузку на прямые или согнутые руки. Откатывая валик вперед-назад, ребенок начинает контролировать сгибание, разгибание тазобедренного сустава
Упражнения с балансировочной доской
Умение удерживать равновесие является очень важным для овладения другими двигательными рефлексами. Биологический механизм равновесия совместно с другими – зрением, осязанием и обратной связью восприятия помогают ребенку осознать себя в пространстве.
Ритмичные движения для всего корпуса помогут развить основные навыки контроля равновесия.
Приведенные ниже упражнения будут способствовать развитию равновесия в пространстве. Вид упражнения и длительность выполнения зависят от индивидуальных возможностей ребенка. Рекомендуется поощрять ребенка за правильно выполненные задания. Можно работать под музыку.
Упражнение на развитие эквилибристической реакции, укрепления мышц туловища, координации движений рука-глаз и осознания работы частей тела.
1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук - имитация плавания. Можно двумя руками поочередно - левой, правой.
4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.
6. Положение то же. Круговые вращения руками:
а) Обе руки в одну сторону
б) Обе руки в разные стороны
в) По очереди в одну сторону.
г) По очереди в разные стороны.
7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки» :
а) Обе руки положить на грудь
б) Поднять руки над головой
в) Прямые руки в сторону
г) Нагнуться, достать пальцы ног
д) Любые движения, какие понравятся.