Анастасия Романова
Фитнес-технологии как инструмент развития двигательных способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать
«Фитнес технологии, как инструмент развития двигательных способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.»
"Фитнес – не только один из ключей к здоровому телу,
но и основа динамичности и творческой мысли".
Джон Кеннеди
Публикация «Фитнес-технологии как инструмент развития двигательных способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
Цель: Повышение эффективности образовательного процесса обучающихся с ОВЗ. Укрепление здоровья детей средствами фитнес-тренировок, создание благоприятных условий для личностного развития,
Применение фитнес-технологий в дошкольных учреждениях открывает широкие возможности для подбора упражнений и совершенствования способов их применения в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях, кроме того это огромная платформа для творчества, превращение физических упражнений в игру и фейерверк ярких красок!
Оздоровительная работа с детьми с ОВЗ, а конкретно детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, в последние десятилетия приобрела особую актуальность, это связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России. Кроме того, мониторинговые исследования показали, что лидирующие места занимают такие заболевания, как сколиоз и плоскостопие. Причин этому много: это социальные, экологические, политические факторы.
С 1995 года в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» каждое дошкольное учреждение вправе самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для использования их в практической деятельности и это поддерживается Министерством образования России.
Мы для себя выбрали такую технологию, как детский фитнес, так как главными принципами построения фитнес-тренировок для особенных детей являются :
• Принципы доступности, последовательности и систематичности.
• Учет общих и возрастных закономерностей развития и индивидуальных возможностей детей.
• Занятия для детей не принудительная обязанность, а интересная форма деятельности.
Задачи детского фитнеса :
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия и других нарушений);
- развивать физические способности (мышечную силу, выносливость, силу, координацию);
- развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
- развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма, двигательный аппарат;
- создавать условия для положительного психо-эмоционального состояния детей;
- воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении;
- повышать интерес к физкультуре и спорту.
В начале года проводится мониторинг, где оцениваются качественные характеристики физического развития детей, такие как выносливость, гибкость, ловкость, умение держать равновесие, а также музыкально-ритмические навыки – ритмичность, пластичность, растяжка и т. д. По результатам диагностики составляется индивидуальный маршрут работы с каждым ребенком, а также план мероприятий по реализации взаимодействия с подгруппой детей. Мониторинговые исследования проводятся инструктором по физической культуре и заносятся в индивидуальный образовательный маршрут ребенка, работу по его реализации выполняет как воспитатель при работе с ребенком, так и инструктор непосредственно на занятии.
Каждое занятие – своего рода «оздоровительная процедура» и вместе с тем активный отдых, поскольку движение, физическая нагрузка приносят «мышечную радость». В процессе организации занятий гибко сочетается индивидуально-дифференцированный подход, позволяющий обеспечить максимальное развитие каждого ребенка. И таким образом позволяет детям чувствовать себя социально комфортно, а освоение двигательных умений дает возможность самовыражения.
Использование детского фитнеса в ДОУ в рамках дополнительного образования, позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям и как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия с элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
Занятия организуются по степени развития координационной сложности. Начинается с показа и объяснения простых шагов. Постепенно комплекс усложняется. Сначала упражнения выполняются под счет, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Работа в данном направлении проводится в течении года, 2 раза в неделю по разным направлениям фитнеса : стретчинг, упражнения на фитболах, аэробика, степ-аэробика.
Семья и детский сад — те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. С этой целью на базе нашего учреждения функционирует детско-взрослый кружок «Step by step», в котором занимаются родители вместе с детьми. Совместные занятия фитнесом способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной активности и установить эмоционально-тактильный контакт. Мероприятия проводятся не только в спортивном зале ДОУ, но и на свежем воздухе. В зимний период времени были организованы совместные соревнования на тюбингах, езде на лыжах, организованы маршруты выходного дня. Периодичность таких занятий 1-2 раза в месяц.
Накопленный опыт позволил нам выстроить систему использования элементов фитнес- технологий в образовательной деятельности, она дает возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса в разделе «Физическая культура» с детьми ОВЗ, сделать ее современной и эффективной, повысить качество физического образования и здоровьесбережения в целом. В процессе занятий фитнесом были выявлены следующие показатели: у дошкольников появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, повысились качественные характеристики физического развития, дети стали более открытые и общительные.
Приоритетным направлением в рамках реализации фитнес технологий, для детей стала степ-аэробика. Что же она из себя представляет? Ребенок занимается на степ-платформе, ритмично поднимаясь и спускаясь с нее. Ребята с удовольствием выполняют разнообразные шаги от простых до сложных, затем добавляется ритмичная музыка. В результате у дошкольников заметно окрепла мышечная система ног, улучшилась координация, как стали замечать дети «ножки стали слушаться».
Группы компенсирующей направленности нашего дошкольного учреждения находятся в постоянном сопровождении врача, ортопеда детской поликлиники. Она наблюдает детей в течении года. Два раза в месяц, и в случае необходимости, выезжает на консультацию к родителям. Доктор так же отмечает положительную динамику в развитии детей.
Кроме того, результативность занятий можно проследить в успешных выступлениях в рамках городского фестиваля-конкурса «Фитнес марафон», в котором ребята занимают призовые места. В этом году мы продолжили работать в этом направлении и ребята с успехом выступили на сцене Дворца детского и юношеского творчества с номерами «Мы дети России» возраст 4-5 лет, и «Мега-батл» 5-6 лет и заняли два «I» почетных места.
Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья детей, их физического развития на добровольной основе, исходя из их интересов.