ольга щербо
Проект «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Естественно-научный проект
краткосрочный (с 23.04-27.04.2018г.).
«Песочные фантазии»
Подготовили:
Воспитатель: Щербо О. В.
Учитель-логопед: Абдуллаева Е. В.
Воспитанники: Орлов Александр;
Канцерова Яна; Ершова Арина
Паспорт проекта
Вид проекта : естественно-научный.
Сроки проведения проекта :
с 23 апреля 2018 года по 27 апреля 2014 года.
Участники проекта :
Дети старшей группы, педагоги.
Публикация «Проект „Песочные фантазии“» размещена в разделах
Проблема:
• необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о свойствах песка;
• осознание детьми значения песка в жизни людей и для здоровья.
Актуальность:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Б. Заходер
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Цель проекта :
Формирование у детей комплекса знаний о происхождении, видах и свойствах песка, где используют песок, как появляется цветной песок.
Задачи проекта :
• Расширить знания в доступной и интересной форме, познать свойства и качества природных материалов.
• Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику.
• Развить художественные способности, фантазию, образное мышление.
• Развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности.
Принципы реализации проекта :
• принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
• принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;
• сочетание научности и доступности материала;
• наглядность;
• принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Ожидаемый результат:
• способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
• личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
• формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса воспитания;
• совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
• приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательской-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Содержание проекта :
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Однажды на занятии у логопеда мы рисовали на цветном песке. Нам это очень понравилось. Особенно нас удивил цветной песок, ведь до этого мы играли только в светлый песок на пляже и в песочнице. У нас возникли вопросы: Что такое песок? Из чего он состоит? Какие существуют виды песка? Сможем ли мы сами сделать песок цветным? Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? Мы стали спрашивать об этом у взрослых, так появилась тема нашего исследования «Песочные фантазии».
В соответствие с проблемой исследования вместе с руководителем были поставлены задачи дальнейшего исследования:
1. Узнать как можно больше о происхождении, видах и свойствах песка.
2. Выяснить где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства?
3. Узнать как можно рисовать картины из песка.
4. Выяснить какие картины и скульптуры и сувениры из песка бывают.
5. Изготовить песочные часы.
2 этап. Беседа, изучение литературы, поиск информации в библиотеке, опыты и эксперименты.
В библиотеке из энциклопедий мы узнали, много интересного и нового о песке. Нам очень захотелось провести самим опыты с песком. Мы рассматривали его в микроскоп, под лупой. Мокрый песок красили в разный цвет гуашью. У нас получилось много цветного песка и мы рисовали им картины.
Песок можно использовать для измерения интервалов времени!
Так мы решили сделать свои песочные часы. А для чего могут понадобиться в наше время песочные часы? Например, песочные часы нужны детям во время чистки зубов. Каждый ребенок знает, что зубы надо чистить 3 минуты, но не каждый может представить, сколько это - 3 минуты. Имея перед глазами песочные часы можно наглядно увидеть, как это самое время идет и когда именно надо заканчивать работу.
Мы узнали, как можно просто и быстро очистить грязную воду. Для этого мы сделали фильтр для воды из песка и понаблюдали, как происходит процесс очищения. Я подумала, может быть, в нашем фильтре песок и не нужен, достаточно пропустить воду через плотную ткань? Мы решили это проверить. Вода, проходя через ткань, становилась заметно чище, но очищенная с помощью песка была гораздо чище.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.
В результате опытов, наблюдений мы много узнали о песке, о его видах, свойствах, его значении в природе. Взрослые используют песок в строительстве, промышленности, в хозяйстве. Песок, словно чародей, завораживает, притягивает, удивляет и радует детей. С песком они могут играть, творить, экспериментировать. И все это благодаря свойствам песка. В конце исследования мы сделали вывод, который подтвердил наше предположение: песок обладает удивительными свойствами, поэтому он притягивает к себе и взрослых и детей.
Детское экспериментирование:
1. Рассматривание песка под микроскопом и лупой.
2. Сравнение разного вида песка (речной, карьерный, морской).
3. Окрашивание песка гуашью в разные цвета.
4. Изготовление фильтров для очистки воды.
Деятельность детей:
• Рисование цветным песком «День Победы!».
• Изготовление песочных часов.
Продукты проекта :
1. Выставка детских работ (рисунков).
2. Рассматривание песочных часов.
Литература.
1. Жителева С. С. «Песочная терапия». Ребенок в детском саду. 2006. №4,№6.
2. Некрасова Е. «Играем с песком, водой, глиной». Дошкольное воспитание
3. Стулова Г. «Огромный мир в зерне песка». Дошкольное образование.
4. Гордеева Н. «Чудеса песочной страны». Дошкольное воспитание, 2011. №4