Марина Бобрышева
Исследовательско-творческий проект «Песочные сказочки»
▼ Скачать + Заказать документы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПЕСОЧНЫЕ СКАЗОЧКИ»
Актуальность темы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Песочные сказочки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Одной из таких технологий является метод проектов. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Таким образом, цели, ценности и результаты дошкольного образования, обозначенные в рамках ФГОС ДО, его принципы полностью соотносятся с принципами проектной деятельности.
Необходимостью внедрить технологию проектирования в систему работы послужила тема самообразования «Расширение у дошкольников представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы путём использования различных конструктивных материалов». Темообразующим фактором для проекта послужила заинтересованность детей таким явлением, как песок. Для них песок таит много секретов - это любимый объект для исследования.
Тема проекта : «Песочные сказочки».
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста «Лютик» д/с «Розочка»; воспитатель, родители.
Сроки проведения: октябрь – март.
Итоговое событие: «Песочные сказочки».
Предпосылки к определению цели: исчезновение песка из лоточков предназначенных для игр с песком.
Цель детей: ответить на вопрос: «Для чего нужен песок?»
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы начальные представления о роли песка в жизни человека и в природе;
- дети знакомы со свойствами песка, умеют определить различные его состояния:
- развит интерес и познавательные умения через элементарные навыки экспериментирования;
- дети знакомы с правилами игр с песком;
- у родителей сформирован интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
Формы работы по проекту
- работа с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
2. Проведение игр с песком, водой.
3. Проведение игровых занятий.
4. Пополнение предметно - развивающей среды группы;
5. Опытно – экспериментальная деятельность
- работа с родителями:
1. Консультации
2. Изготовление книжки – малышки «Песочные сказочки», макета «Аквариум»;
3. Выполнение творческих заданий;
4. Опытно – экспериментальная деятельность с детьми в кругу семьи.
Планирование работы по реализации проекта
«Песочные сказочки»
Октябрь
Цель:
- Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка;
- Ознакомление со свойствами воды
Задачи:
• Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
• Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
• Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
• Развивать активный словарь;
• Воспитывать положительное отношение к персонажу «Песочный гном».
№
Образовательная область Мероприятия Примечание
1 Познавательное - Упражнение «Знакомство с «Песочным Гномом» и его правилами» -Экспериментальная деятельность: игры с сухим и влажным песком «Ручеёк течёт», «Дождик моросит» Приложение
№4
2 Речевое - Заучивание четверостишия «Водичка, водичка»
3 Социально – коммуникативное - Игра с водой «Водичка, водичка»
- игра с песком «Печём печенье»» Приложение
№3
4 Физическое Подвижная игра «Солнышко и дождик»
5 Художественно - эстетическое Рисование «Маленькая капелька»
6 Предметно – развивающая среда - пополнение детского уголка экспериментирования ёмкостями для игр с песком
7 Работа с родителями - Консультация «Энциклопедия «Песочного человечка»;
Приложение
№3
«Дождик моросит»
«Маленькая капелька» - рисование
Ноябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета
- Ознакомление со свойствами резины. Камней (резина лёгкая, плавает в воде; камень тяжёлый – тонет)
Задачи:
• Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать доброе отношение к окружающим; положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
• Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
• Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу.
№ Образовательная область Мероприятия Примечание
1 Познавательное Экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки» Приложение
№3
2 Речевое - Заучивание «Кулачок волшебный, ты рисуй, рисуй, рисуй»
3 Социально – коммуникативное
- Игры «Уточки плавают», «Рисуем пальчиками на песке», «Тонет, не тонет», «Купаем куклу»
Приложение
№3;
Приложение
№4
4
Физическое
Подвижная игра «Через ручеёк»
5 Художественно - эстетическое Рисование «Камушки на песке»
6 Предметно – развивающая среда Подбор материала к играм: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»
7 Работа с родителями - Консультация «Развивающие детские игры с водой и песком» Приложение
№8
«Песчаные отпечатки» экспериментальная деятельность
«Кулачок волшебный, ты рисуй, рисуй, рисуй»
Декабрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах песка
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
• Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Учить детей действовать с природным материалом.
• Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
№ Образовательная область Мероприятия Примечание
1 Познавательное - Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине
- Упражнение «Клад»» Приложение
№3
2 Речевое - Заучивание стихотворения Л. Тактаевой «Строители»
3 Социально – коммуникативное -Игра «Найди шарик»;
Приложение
№3
Физическое - Подвижная игра «Раздувайся пузырь»
Художественно - эстетическое - Лепка «Торт для «Песочного Гнома»
4 Предметно – развивающая среда - Изготовление картотеки игр с водой и песком.
5 Работа с родителями - Консультация «Лёд, вода и песочек»»
- Работа родителей с детьми «Песочные сказочки» -книжки. Приложение
№4
Упражнение с кисточками «Клад»
Январь
Цель:
- Формировать представление детей о свойстве снега превращаться в воду
Задачи:
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
№ Образовательная область Мероприятия Примечание
1 Познавательное - Экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у ребят»» Приложение
№4
2 Речевое - Чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица»
3 Социально – коммуникативное - Игра «Вода из снега», «Круги на воде»
Приложение
№4
4 Физическое
- Игра «Шагают наши ножки по снежной дорожке»
5 Художественно - эстетическое - Изготовление деталей к макету «Аквариум»
6 Предметно – развивающая среда - Пополнение уголка детского экспериментирования материалом и оборудованием для детского экспериментирования (воронки, мелкие игрушки)
7 Работа с родителями - Изготовление макета «Аквариум»
- Консультация «Игры с песком, водой и крупой» Приложение
№5
Превращение воды в лёд
Экспериментирование со снегом
Вода из снега
Следы на снегу
Февраль
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды - окрашивании
Задачи:
• Формировать представление о количестве (один - много, размере (большой - маленький).
• Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
• Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
• Воспитывать заботливое отношение к животным.
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
№ Образовательная область Мероприятия Примечание
1 Познавательное - Экспериментальная деятельность «Песочная картина», «Норки для зверюшек»
- Эксперименты с подкрашенной водой Приложение
№3
Приложение №5
2 Речевое - Разучивание стихотворения Е. Ярышевская «Снеговик»
3 Социально - коммуникативное - Игра «Найди шарики»- большие и маленькие
- Игра «Кто плавает?» Приложение
№3
4 Физическое - Подвижная игра «Море волнуется»
5 Художественно-эстетическое - Выставка детско – родительских работ «Песочные сказочки»
6 Предметно – развивающая среда - Подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки)
7 Работа с родителями - Консультация «Игры с водой и песком - это интересно!» Приложение
№8
Книжки – малышки «Песочные сказочки»
Макет «Аквариум»
Март
Цель:
- закрепить умения детей выкладывать форму из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды
Задачи:
• Повторять и расширять действия с разными материалами
• Развивать общую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
• Формировать умение называть основные цвета.
• Воспитывать положительное отношение к своему творчеству
№ Образовательная область Мероприятия Примечание
1 Познавательное - Экспериментальная деятельность:
игры на светом столе «Рисование из кулачка»
- Открытое занятие: «Песочные сказочки»
Приложение
№10
2 Речевое - Разучивание потешки «»
3 Социально - коммуникативное - Игра «Какая разная вода»;
- Игра «Печем печенье»
Приложение №4
Приложение №3
4 Физическое - Подвижная игра «Карусель»
5 Художественно-эстетическое Рисование «Закрашивание по контуру»
6 Предметно – развивающая среда - Пополнение уголка дидактическими играми «Плавает, не плавает»
7 Работа с родителями - Изготовление сборника «Опыты с водой» для мам и пап
Приложение №2
Игры с песком
Итоговое открытое занятие «Песочные сказочки»