Анна Смирнова
Эссе «Мои первые шаги в профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Во времена беззаботной юности, когда я была студенткой педагогического университета, мне на глаза попалась одна простая фраза древнегреческого философа Сократа, который огромное внимание уделял человеческой личности, обращался к решению вопроса о сущности человека, о его природе: "В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить".
Став воспитателем детского сада, я сделала ее своим педагогическим девизом, но так ли это просто, помогать детям раскрыться, дать им возможность "светить", и как мы, современные воспитатели, можем помочь воспитанникам реализовать все то, что заложено в них самой природой, вырастить лучшие качества маленькой личности и такой ранимой детской души?
Публикация «Эссе „Мои первые шаги в профессии“» размещена в разделах
Начну с того, что еще в школе я определилась с будущей профессией, решила стать педагогом, и активно шла к своей цели. В старших классах была вожатой, занималась с младшими детьми, помогала устраивать для них мероприятия, освещала деятельность нашего отряда в местной газете. Я помню, с каким трепетом, душевным волнением я общалась с дошкольниками, боялась чем-то им навредить, что-то сказать или сделать не так. Уже тогда я понимала всю ответственность, которая лежит на плечах педагога, ведь от его порядочности, чести, компетентности зависит судьба вверенных ему маленьких граждан.
После школы я поступила в ВГПУ на филологический факультет, который успешно закончила. Но даже имея высшее образование, получить место учителя или воспитателя сразу мне не удалось, поэтому год я работала в газете, но чувтсво нереализованности меня не покидало все это время, я продолжала искать свой путь. И только познав радость материнства, я поняла, в чем заключается мое призвание: воспитывать, развивать, обучать детей. Мне захотелось делиться своей душевной теплотой, заботой, любовью не только со своими, но и с чужими детьми. А ещё я поняла, что и дети многому меня могут научить: своей непосредственности, искренности, справедливости, и многим другим качествам, которые мы, к большому сожалению, теряем с годами.
Когда двое своих детишек оказались устроенными в детский сад, я твердо решила пойти туда работать и сама. И поняла, что не ошиблась, увидев на первой же встрече любопытные, добрые, отзывчивые, лучезарные, доверчивые глаза моих воспитанников. А вот тут-то и началась самая сложная, но такая приятная работа с моими маленькими "солнышками".
В первую очередь, я постаралась выстроить продуманную систему работы, которая бы максимально помогала планировать время, как на занятиях, так и в режимных моментах в течение дня. В этом мне очень помогли рабочая программа и ежедневное электронное планирование. Много внимания я уделила созданию картотек (подвижных игр, гимнастик, физкультурных минуток, пальчиковых игр, облегчающих работу воспитателя.
Игра во всех ее проявлениях – ведущий вид деятельности у дошкольников. В любом возрасте игра для ребенка – способ принять участие во взрослой жизни. В игре ребенок может быть и папой, и мамой, и строителем, и водителем, и инженером. Игра по-своему выражает потребность ребенка в деятельности. Играют дети всегда с радостью и с удовольствием, поэтому в каждое занятие я стараюсь привнести игровой момент, дать детям необходимую свободу, возможность проявить инициативу.
Чтобы раскрыть потенциал и возможности каждого ребенка, много внимания уделяю педагогическому наблюдению, стараюсь рассмотреть природные способности и дарования моих дошкольников.
Я не ставлю перед собой задачи просто передать детям знания, стараюсь их заинтересовать материалом, активно использую на занятиях театрализацию, охотно перевоплощаюсь в героев разных сказок, с удовольствием путешествую с ребятами по разным странам и континентам. Так приятно видеть, когда дети, только что бегавшие без остановки, вдруг, обратив внимание на что-то интересное, затихают, в глазах появляются огоньки и начинается волшебство познания окружающего мира. При проведении занятий использую проблемно-диалогическую технологию передачи знаний, основанную на развитии у ребенка восприятия, мышления. На занятиях преобладает познавательно-поисковая деятельность: сначала перед детьми ставлю цель в виде проблемы, а затем выстраиваю цепочку вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» новых знаний.
Во многом успех воспитания зависит от той свободы творчества, которую мы можем дать детям. Очень верно заметил Пабло Пикассо: "Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста". Именно поэтому я пытаюсь прививать своим воспитанникам художественный вкус, и много внимания уделяю развитию творческих способностей: рассматриваю с детьми репродукции картин великих художников, знакомлю с предметами декоративно-прикладного искусства, помогаю создавать интересные индивидуальные и коллективные работы из, казалось бы, совсем простых материалов. Мое твердое убеждение: к любому делу нужно подходить творчески!
Изучив методическую литературу, посоветовшись с коллегами, я определила основное направление в педагогической деятельности по развитию познавательной активности детей через применение проектной деятельности, ведь очень важно научить детей добывать знания самостоятельно. В этом году реализован среднесрочный проект "Гости группы", проект "Где-то на белом свете", находится в работе проект "Огород на окошке", готов к реализации проект "Неделя здоровья", разработан проект "Юный гражданин".
Главной составляющей моей педагогической философии является вера в каждого ребенка, в его возможности и способности, принятие его желаний и потребностей, основной из которых являются потребность в любви, понимании и одобрении. Дети, как никто другой, чутко чувствуют отношение взрослых к ним, с ними не пройдет лукавство и ложь, без доброты и любви не воздвигнуть храм детской души. Да и не любить таких любознательных непосед просто невозможно.
И, конечно, никаких результатов нельзя добиться без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Здесь задача воспитателя - своей работой и отношением к ней убедить родителей в том, что мы делаем одно общее, очень важное дело: сеем в детях разумное, доброе, вечное, занимаемся "деланием" детских душ, растим ответственных, активных, порядочных граждан своей страны.
Анализируя мой первый год работы в детском саду, могу с уверенностью сказать, что он стал для меня годом открытий. В течение этого периода, я очень внимательно наблюдала за работой коллег и консультировалась у педагогов с большие опытом работы по многим вопросам. Хорошими помощниками для меня стали руководитель нашего детского сада Тамара Валериевна Петрова и педагог-наставник Балина Людмила Николаевна. Не было ни одного вопроса, оставленного без ответа или мудрого совета. В нашем учреждении созданы все условия для повышения моего профессионального уровня : регулярно предоставляется возможность участия в муниципальных конкурсах, в методических днях, в работе ресурсной площадки по развитию социально-педагогической культуры родителей, которая открыта на базе нашего детского сада. Также в марте 2016 года я получила возможность участвовать в конкурсе молодых специалистов «Педагогический дебют», в котором победила в номинации «Молодые педагоги дошкольных образовательных учреждений». Это стало самым важным достижением в моей, пусть пока небольшой, педагогической практике.
Подводя итог всему вышесказанному, могу с уверенностью сказать, что я счастливый человек, потому что хожу на работу с радостью, занимаюсь любимым делом, каждый день узнаю что-то новое, чему-то учусь! Ведь только счастливый человек может дарить счастье, свет и тепло окружающим, может зажигать рядом "звездочки" и "солнышки", которые так нужны нам всем, нужны мамам и папам, и всей нашей огромной стране.