Наталья Нарсеева
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Первые шаги в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Нарсеева Наталья Ивановна воспитатель МАДОУ №17.
Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – ориентированный
Проект: краткосрочный (август-октябрь)
Участники: Вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, психолог, музыкальный руководитель.
Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Публикация «Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ „Первые шаги в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проблема.
Детство - годы чудес. Дошкольный возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с семьей и страхом новизны. В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; (задачи по ФГОС ДО)
- создание условий для оптимальной социализации, т. е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
• Подбор и изучение необходимой литературы
• Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
• Составление плана работы и подбор методик.
• Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
• Предоставление родителям папки - передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
• Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
• Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
• Подготовка игротек
• Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
• Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
• Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Практический»
• Диагностирование детей
• Индивидуальный подход к ребёнку
• Формирование детского коллектива
• Формирование эмоционально-положительного контакта детей со взрослыми
• Развитие культурно-гигиенических навыков
• Продуктивная деятельность
• Сохранение и укрепление здоровья
Реализация через планирование мероприятий с учетом образовательных областей для детей
1. Образовательная область «Физическая развитие»
- Малоподвижные игры «Ровным кругом», «Кукушка», «Пузырь» и др.
- Подвижные игры: «Мыши и кот», «Наседка и цыплята», «У медведя во бору», «Самолеты», «Цветные автомобили» и др.
Рассматривание альбома: «Спорт и здоровье», «Полезные продукты».
Показ мультфильма «Мойдодыр».
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
- Наблюдение, беседы: «Наблюдение за погодой», «Рассматривание листьев на прогулке», «Наблюдение за деревом» и др.
- Рассматривание по сериям картин: «Дикие и домашние животные», «Цветы», «Насекомые», «Овощи», «фрукты»,
Дидактические игры: «Назови предметы», «Скажи, что делают эти предметы», «Найди пару», Накроем стол к чаю», «Кто живет во дворе».
- Настольные игры: «Животные и их детёныши», «Собери картинку», «Найди пару», «Профессии» и др.
- Опыты: «С песком», «С водой», «С крупой (манкой)».
- Игра «Найди игрушку в песке», «Нарисуй на подносе с песком пальчиком».
- Сбор природного материала.
- Наблюдение за работой сотрудников в детском саду.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Сюжетно - ролевые игры: «Накроем на стол», «Уложим куклу Катю спать», «Кукла проснулась», «Кукла Катя обедает», «Путешествие на поезде», «Вылечим куклу», «Соберём куклу Катю на прогулку» и др.
Экскурсия по детскому саду, по участкам детского сада.
Игровые ситуации: «Помоги другу», «Давай вместе», «Приберём игрушки», «Отправимся в путешествие» и др.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду.
- Рисование: «Воздушные шарики», «Цветные клубочки», «Идет дождь» и др.
- Лепка: «Конфетки», «Бублики», «Орешки», «Яблоки».
- Музыкальная копилка (слушаем песни советских мультфильмов)
- Знакомство с музыкальными инструментами.
-Хороводные игры: «Карусель», «Каравай», «Ровным кругом» и др.
5. Образовательная область «Речевое развитие»
Сказки: «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Бычок - черный бочок, белые копытца», «Лиса и заяц», «Теремок». «Репка» и др.
Поэзия : К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха» и др.
Показ настольного театра «Теремок», «Три медведя» и др.
Показ пальчикового театра.
- Отгадывание загадок
Стихи наизусть: А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Козлёнок» и др.
Рассказы: К. Ушинский. «Петушок с семьей», С. Прокофьева. «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки») ; В. Сутеев. «Дядя Миша» и др.
Коммутативные игры: «Чудесный мешочек», «Разноцветные шары», «Поезд» и др.
-Учим чистоговорки.
-Словесно речевые игры: «Назови одним словом», «Назови правильно»,
«Кого не стало», «Кто что умеет».
- Пальчиковые игры: «Семья», «Апельсин», «Дружные ребята», «Про грибы», «Салат».
Работа с родителями
- Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад».
- Памятка для родителей «Я уже детсадовец.».
-Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду».
-Психологический тренинг с родителями
- Составление коллажа родителями на тему «Что я жду от детского сада»
-Праздник знакомства
Консультация: «Особенности возрастного развития детей 3-4 лет».
-Папка - передвижка «Что делать если…» (проблемы адаптации) .
3-й этап «Заключительный»
• Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
• Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
• Анкетирование родителей по итогам адаптации
• Презентация проекта:
-выставка фотографий «Из жизни детей в детском саду»;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни