Папки-передвижки

Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ

Маргарита Кудряшова
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.

Публикация «Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.

Так, дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе развития и становления речи детей. Ведь дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка.

Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца. Кроме того специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что особенно важно, повышают эффективность идеомоторных актов (то есть образно представляемых движений и состояний).

Доказано, что потребность организма в кислороде во многом зависит от степени мышечного напряжения, а под воздействием расслабления мышц (релаксации) понижается ток импульсов, идущих от рецепторов мышц и суставов в центральную нервную систему. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.

При дыхании организм усваивает не все количество выдыхаемого кислорода. Специальные дыхательно - звуковые упражнения, при которых происходит напряженный выдох с криком, позволяют удалить излишки кислорода и избежать ненужных окислительных реакций.

При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак происходящего биохимического процесса).

Звук воздействует и на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.

Вступая в резонансный контакт с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.

М. Р. Львов в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставит «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко».

В своей работе детьми с ОВЗ мы используем упражнения дыхательно-звуковой гимнастики, направленные на решение следующих задач:

1) обучение детей дыханию через нос;

2) профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и простудных заболеваний;

3) содействие речевому развитию детей;

4) обогащение общего развития ребёнка;

5) коррекция аномального развития.

В процессе выполнения упражнений придерживаемся следующих рекомендаций:

- Не переутомляем ребенка, то есть строго дозируем количество и темп проведения упражнений.

- Следим, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.

- Следим, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

- Движения ребенок должен производит плавно, под счет, тихо.

- Не занимаемся в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

- Не занимаемся после еды.

- Занятия проводим в свободной одежде, не стесняющей движений.

- Не переутомляем ребенка, при недомогании откладываем занятия.

- Дозируем количество и темп проведения упражнений.

- При проведении занятий используем наиболее удачную форму «разговора» с детьми.

Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.

Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Литература.

1. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2007., с 8.

2. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003, с. 35, 80-82.

3. Вводим звуки в речь. / Т. С. Перегудова, Г. А. Османова. – М. : Каро, 2007, с. 2-67.

4. Основы логопсихологии. / Е. В. Шипилова. - Ростов на Дону: Феникс, 2007, с. 30-31

5. Дыхательная и звуковая гимнастика. /Т. В Нестерюк. – М: «Книголюб», 2007,с. 2-54

Публикации по теме:

Акватерапия в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ «АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ» Статью подготовила учитель-логопед МБДОУ№176 «Маленькая страна» Козаева Наталья.

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования.

Дыхательная гимнастика в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи Составлена учителями-логопедами: А. П. Журавлевой, Н. А. Шепелевой. Человек способен на многое: сутками не есть и не спать, неделями терпеть.

Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗИгровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДЕЛЬФИНЕНОК» Игровые здоровьесберегающие.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

Камешки Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗКамешки Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ Хочу представить материал, который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том.

Сенсорное оборудование «Дусима» в работе с детьми ОВЗ На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению физиологического и психического здоровья детей с ОВЗ, и мы тоже.

Утренняя гимнастика с элементами йоги и дыхательно-звуковыми упражнениями в детском садуУтренняя гимнастика с элементами йоги и дыхательно-звуковыми упражнениями в детском саду Утренняя гимнастика с элементами йоги и дыхательно-звуковыми упражнениями. Как сделать утреннюю гимнастику не скучной? Как поднять детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 28 марта 2019 в 14:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД