Маргарита Кудряшова
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Публикация «Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.
Так, дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе развития и становления речи детей. Ведь дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка.
Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца. Кроме того специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что особенно важно, повышают эффективность идеомоторных актов (то есть образно представляемых движений и состояний).
Доказано, что потребность организма в кислороде во многом зависит от степени мышечного напряжения, а под воздействием расслабления мышц (релаксации) понижается ток импульсов, идущих от рецепторов мышц и суставов в центральную нервную систему. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.
При дыхании организм усваивает не все количество выдыхаемого кислорода. Специальные дыхательно - звуковые упражнения, при которых происходит напряженный выдох с криком, позволяют удалить излишки кислорода и избежать ненужных окислительных реакций.
При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак происходящего биохимического процесса).
Звук воздействует и на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.
Вступая в резонансный контакт с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.
М. Р. Львов в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставит «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко».
В своей работе детьми с ОВЗ мы используем упражнения дыхательно-звуковой гимнастики, направленные на решение следующих задач:
1) обучение детей дыханию через нос;
2) профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и простудных заболеваний;
3) содействие речевому развитию детей;
4) обогащение общего развития ребёнка;
5) коррекция аномального развития.
В процессе выполнения упражнений придерживаемся следующих рекомендаций:
- Не переутомляем ребенка, то есть строго дозируем количество и темп проведения упражнений.
- Следим, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.
- Следим, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
- Движения ребенок должен производит плавно, под счет, тихо.
- Не занимаемся в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
- Не занимаемся после еды.
- Занятия проводим в свободной одежде, не стесняющей движений.
- Не переутомляем ребенка, при недомогании откладываем занятия.
- Дозируем количество и темп проведения упражнений.
- При проведении занятий используем наиболее удачную форму «разговора» с детьми.
Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.
Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
Литература.
1. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2007., с 8.
2. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003, с. 35, 80-82.
3. Вводим звуки в речь. / Т. С. Перегудова, Г. А. Османова. – М. : Каро, 2007, с. 2-67.
4. Основы логопсихологии. / Е. В. Шипилова. - Ростов на Дону: Феникс, 2007, с. 30-31
5. Дыхательная и звуковая гимнастика. /Т. В Нестерюк. – М: «Книголюб», 2007,с. 2-54