Журавлева Анна
Дыхательная гимнастика в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи
Составлена учителями-логопедами: А. П. Журавлевой, Н. А. Шепелевой.
Человек способен на многое: сутками не есть и не спать, неделями терпеть боль, годами испытывать душевные страдания. Но он не способен не дышать даже совсем непродолжительное время. Хоть дыхание и не самое главное, но без него ничего не возможно. Любое наше действие, любое переживание так или иначе отражается на дыхании. Любое состояние человека имеет определенный рисунок дыхания: направление, глубину, быстроту, плавность, соотношение между вдохом и выдохом, темп, ритм, объем, разрывы, перехваты и т. д.
Публикация «Дыхательная гимнастика в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.
Оздоровляющая роль дыхательных технологий известна всем. Их техники разнообразны и дают потрясающий лечебный эффект при очень многих заболеваниях.
Кроме своей основной физиологической функции– осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Это – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Чтобы правильно говорить, ребенку нужно научиться управлять своим дыханием. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.
Исследователи отмечают, что речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, моторная алалия, заикание, ринолалия, разные формы нарушения голоса.
Коррекционная работа по формированию речевого дыхания включает три этапа
1 этап. Формирование правильного неречевого дыхания (формирование длительного выдоха).
2 этап. Формирование неречевого дыхания (формирование диафрагмально– релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы.
3 этап. Формирование речевого дыхания.
На первом этапе формирования правильного неречевого дыхания мы знакомим детей с процессом дыхания, формируем умение осуществлять длительный плавный целенаправленный ротовой выдох и активизируем губные мышцы.
После ознакомительного периода ведется работа по дифференциации дыхания. В игровой форме даются и прививаются навыки:
Вдох ртом – выдох носом
Вдох ртом – выдох ртом
Вдох носом – выдох ртом
Вдох носом – выдох носом
Эти упражнения не только готовят детей к правильному речевому дыханию, но и служат профилактическим средством от простуды. Во время упражнений дети ощущают воздушную струю в полости рта как во время вдоха, так и во время выдоха. Направление воздушной струи фиксируется путем применения наглядного материала: снежинка, вата, полоска бумаги, бабочка, мыльные пузыри, надувные игрушки и т. д.
Выполняя игры и упражнения необходимо соблюдать следующую инструкцию:
* Медленно набирать воздух через нос.
* Следить, чтобы не поднимались плечи.
* Вытягивать губы трубочкой.
* Дуть, не надувая щек.
* Повторить 3-5 раз.
Второй этап формирования неречевого дыхания направлен на расслабление и напряжения мышц диафрагмы. Диафрагмально–релаксационное дыхание является основой речевого дыхания. На этом этапе можно использовать элементы дыхательной гимнастики певицы Александры Николаевны Стрельниковой. Она рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям.
Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой
1. Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох —шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
2. Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (не носом, выдох абсолютно пассивный (через рот).
3. Вдох делается одновременно с движениями. В дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.
4. Все вдохи-движения делаются в темпоритме строевого шага (все видели, как маршируют солдаты).
5. Счет в дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.
На третьем этапе формирования речевого дыхания тренируется ритм, темп, дикция, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения, что является показателем совершенной речи. Данный этап является базовым. На этом этапе у детей формируются следующие умения:
1. Сильное, продолжительное, постепенное, целенаправленное дыхание.
2. Длительное произношение звука на одном выдохе или многократное произношение звука на одном выдохе.
3. Произношение на одном выдохе 3 – 4 слогов.
4. Правильное произношение фраз из 2 – 3 слов.
5. Слитное, на одном выдохе, произношение фраз из 4 слов.
6. Слитное, на одном выдохе, произношение фраз из 5 – 6 слов.
7. Слитное, на одном выдохе произношение 1 – 2 стихотворных фраз.
8. Сочетание дыхания с проговариванием стихотворных текстов.
Поскольку речевое дыхание является основой речевого процесса, дыхательную гимнастику рекомендуется проводить во всех режимных моментах.
В проведении утренней гимнастики:
Звуко– дыхательные игры, как фрагмент занятия.
Звуко – двигательные игры, как фрагмент прогулки.
В беседах и наблюдениях.
Так же выполнение дыхательных упражнений таких, как дыхательные минутки перед завтраком, после дневного сна; голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях; в проведении физкультминуток в различных формах активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях.
В зависимости от места проведения занятия упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
При проведении игр и упражнений на дыхание необходимо соблюдать следующие условия:
1. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
2. Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа).
3. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
4. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
5. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Применение дыхательных упражнений и гимнастики возможно всеми педагогами ДОУ работающими с детьми.
За счет постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной, ребенок может произносить на выдохе определенное для данного возраста количество слов. Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникабельность, снижается заболеваемость. Это формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.