Получи документы

Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ (3 фото)

Лариса Плешкова
Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДЕЛЬФИНЕНОК»

Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми ОВЗ.

Учитель-логопед : Плешкова Л. А.

Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми ОВЗ.

Публикация «Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

С ребёнком надо делать всё через игру… Д. Б. Эльконин

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребёнка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребёнку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Для успешной реализации программных задач нужна развивающая предметно-пространственная среда

На логопедических занятиях я использую следующие технологии :

1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.

4. Игровые технологии для развития общей моторики.

Рассмотрим более подробно каждую технологию :

Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения. Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребёнка, заинтересовать его использую следующие приё мы:

-Артикуляционная гимнастика под музыку («Туки-тук…», «Часики» и т. д.)

Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современ- ные мелодии). Дети с удовольствием выполняют гимнастику

- Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук: «Экскурсия в зоопарк» и т. д.

- Сказка о Весёлом Язычке. Использую пособие Е. Г. Карельской «Растим говорунов» М. :Дрофа, 2007 г. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории).

- Артикуляционная гимнастика для девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам. Где девочки встречаются с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправляются в путешествие на машине.

2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры.

Детям предлагается подуть на ватные шарики, воздушные шарики, бумажные лодочки, бумажных бабочек, баночки от киндер-сюрпризов и т. д

Нравится детям игра «Прятки». Прячу картинку на конкретный звук за нарезанной бумагой, манкой и предлагаю ребёнку подуть и узнать, что спряталось.

«Звуковые дорожки»-для тренировки длительного, усиленного и тихого изолированного произношения звуков.

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Дети на логопедических занятиях пропевают гласные звуки с движениями. Все гласные пропеваются на выдохе.

3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Широко используется массаж мячиками,пальчиковая гимнастика.

Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок в логопедической практике.

Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

он думает это не палец, а мышь.

Хватит кусаться глупый малыш,

а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!

В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала»

Наша мамочка устала –

Всю одежду постирала,

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Пока логопед произносит слова, дети, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки (картона, кто больше прикрепил, тот победил.

Предлагаю Вам посмотреть и подумать, чего не хватает ёжику. Правильно иголок. Давайте поможем ему, только ёжик запутался и не может вспомнить, какого цвета были у него иголки. А я Вам подскажу, две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Запомнили? Дети прикрепляют прищепки.

Игра «Смотри не ошибись!»

- Назовите картинки со звуком «р», и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепите прищепку к схеме.

Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребёнок прикрепляет к картинке столько прищепок, сколько слогов в данном слове.

-мозайка

-игры с песком

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке.

4. Игровые технологии для развития общей моторики.

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

-Медвежата

-Машины

-Перелетные птицы

В логопедической практике использую разнообразные игры с мячом. Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя.

Примеры игр:

«Мяч поймай – слово называй»

«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» - ребёнок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий удалец» - на полу обручи. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч и повторить за логопедом слова на закрепляемый звук.

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду,

И словечко повторю.

«Кошечки с мячиком» - стоя на коленях (сидя на пятках) ребёнок прокатывает мяч вокруг себя вправо и влево, произнося слова на тот или иной звук.

Мячик катится вокруг-

Мой веселый, круглый друг.

Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребёнка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные мною, пригодятся Вам в работе с детьми.

Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Фото №1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕЛЬФИНЕНОК Игровые Фото №2 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми ОВЗ
Публикации по теме:

Нетрадиционные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе Тема самообразование и внедрение новых теоретических знаний в свою логопедическую практику. Подготовила учитель-логопед :Елисеева Т. С ТЕМА:.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практикеЗдоровьесберегающие технологии в логопедической практике Введение О здоровьесберегающих технологиях хочется сказать более подробно, так как эта тема мною любима и изучена довольно хорошо. С 2012.

Игровые приемы в логопедической работе с детьмиИгровые приемы в логопедической работе с детьми Доброго времени суток,уважаемые коллеги! Давно уже известно, что игра является ведущей в психическом развитии ребенка. Именно в игре наиболее.

Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших.

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе» ель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить родителей с.

Семинар для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» ПРОГРАММА СЕМИНАРА: 1. Приветствие: Игра «Приветствие», игра «Передай сигнал». 2. Актуальность темы 3. Здоровьесберегающие технологии 4.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной.

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Работа по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в наше время особо актуальна. Большинство воспитанников детских садов имеют II группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 19:39
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Плешкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД