Наталья Соболева
Сенсорное оборудование «Дусима» в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению физиологического и психического здоровья детей с ОВЗ, и мы тоже не являемся исключением. В нашем распоряжении имеется уникальное оборудование, позволяющее развивать детей с ОВЗ всесторонне - сенсорное развитие, развитие познавательных процессов. Описываемое игровое пособие и оборудование разработано ведущими немецкими фирмами LOGO, «Дусима». Оно характеризуется хорошим качеством изготовления и долговечностью. Все игровые пособия хорошо совмещаются друг с другом. Это оборудование создаёт развивающую игровую среду, помогает в реализации всестороннего сенсорного развития детей. Это оборудование включает в себя такие пособия: игра «Мягче- жёстче», «Набор тактильных шаров», «Определи на ощупь», «Пирамида приключений», «Подбери пару» «Подуй на шарик», «Пощупай и угадай», «Пощупай рукой и определи ногой», «Сверкающее домино», «Тактильная дорожка», «Тактильные доски», «Тактилото», «Тактильная пирамида», игры с песком (специальное оборудование, «Сенсибар», «зеркальный уголок», «Колейдо» и др. Мы работаем в нашем учреждении с детьми с ОНР. Это дети с недоразвитием речевых функций, а речь связана с другими сторонами психического развития, которые стоят в прямой зависимости друг от друга. У этих детей, в первую очередь, страдают такие психические процессы, как внимание и память, у них низкая познавательная активность.
Публикация «Сенсорное оборудование „Дусима“ в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Наше оборудование помогает в работе с детьми решать ряд таких задач как:
1. Развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия.
2. Развитие внимания зрительного и слухового.
3. Развитие памяти зрительной и слуховой, тактильной.
4. Развитие познавательной активности.
Ребёнка с ОВЗ учим рассматриванию, ощупыванию, слушанию, т. е. формируем у него перцептивные действия, что в нашем случае позволяет сделать специальное оборудование, пособия, игры.
Структура построения занятия:
1. Ритуал приветствия. Настраивающая рефлексия.
2. Разминка
3. Основная, практическая часть.
4. Релаксация
5. Ритуал прощание. Рефлексия
Работа с оборудование включается в разминку и практическую часть.
Работая в этом направлении, мы более эффективно подходим к формированию и закреплению сенсорных эталонов у детей с ОВЗ. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком в дошкольном возрасте и на основе их идёт качественная закладка «фундамента» к школьному периоду.
На основе представленного оборудования, упражнений и игр, направленных на развитие сенсорных возможностей ребёнка нами ведётся целенаправленная работа по созданию цикла коррекционно – развивающих занятий, которые включают весь возрастной диапазон дошкольного возраста, где ключевым моментом являются сенсорные эталоны.
Содержание коррекционно – развивающих занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, групповые и индивидуальные (в зависимости от сложности дефекта)
Продолжительность цикла:(1 встреча в неделю по 30 минут, наполняемость группы не более 3 - 5 человек)
Ожидаемый результат: Расширение сенсорно – перцептивного опыта, развитие процессов восприятия.
Содержание цикла занятий:
1. Развитие зрительно - моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, тактильно - кинестической чувствительности.
2. Повышение познавательной активности.
3. Развитие воображения и снижение эмоционально и мышечного напряжения.
Наша работа позволяет в полном объёме охватить сенсорно – перцептивное развитие и восполнить пробел в материале по развитию сенсорно - перцептивных возможностей ребёнка- дошкольника с ОВЗ, так как каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. В младшем дошкольном возрасте большинство детей - кинестетики, у которых ведущим канал являются разного рода ощущения. По ходу обучения существенно увеличивается роль зрения в жизни ребёнка, а кинестетическое развитие отходит на второй план. Слуховое восприятие у ребёнка развивается позже других каналов, поэтому дети старшего дошкольного возраста в большинстве очень плохо воспринимают словесные пояснения без опоры на наглядность. Моя работа строиться согласно ведущему типу восприятия ребёнка. Таким образом, наши дети в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий развивают не только сенсорно–перцептивные действия, но и совершенствуют речевые навыки. По результатам диагностических исследований после проведения коррекционно -развивающих занятий в конце учебного наблюдался динамический рост. Детьми ОНР на 100% (старший и подготовительный возраст) освоены сенсорные эталоны.