Ибрагимова Ульвие
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание из всех святых дел самое святое
Феофан Затворник
Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского образования. Актуальность этой задачи подчеркивается в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», в поправках к Закону РФ «Об образовании», где законодательно утверждено, что «содержание образования должно обеспечить. формирование духовно-нравственной личности» (п. 2, ст. 14).
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов, обращение к культурно-историческим традициям неслучайны. Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных современными философами как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Каким представляется современный высоконравственный идеал дошкольника? Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, воспринимающий судьбу Отечества как свою личную, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ, добрый, не причиняющий зла живому, честный и справедливый, любящий и заботливый, трудолюбивый и настойчивый, творящий и оберегающий красоту мира, стремящийся к знаниям и критично мыслящий, смелый и решительный, свободолюбивый и ответственный, самостоятельный и законопослушный и т. д.
Проблема нравственного воспитания с давних времен интересовала писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые, педагоги, воспитатели, обескураженные падением нравственных качеств подрастающего поколения, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
В настоящее время в дошкольном образовании термин "духовно-нравственное воспитание" приобретает все более устойчивую позицию, вытесняя дефиниции "социальное развитие" и "нравственное воспитание". Так, в программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) делается акцент на развитие духовных и общечеловеческих ценностей, подчеркивается, что реализация принципа культуросообразности образовательной деятельности «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания". Однако, духовно-нравственное воспитание реализуется преимущественно как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком знаний об этических нормах, народных традициях, тех или иных памятниках культуры. Такая постановка дела влияет на развитии рассудочной сферы детей, но почти не затрагивает эмоционально-волевую и мотивационную сферы.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации также не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И, как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания :
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Задачи духовно-нравственного воспитания :
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Крайне актуальной является проблема обеспечения методическими материалами, программами и пособиями воспитателей дошкольных отделений по реализации требований ФГОС и удовлетворения запросов родителей по духовно-нравственному воспитанию при разработке образовательных программ, созданию необходимых условий для их реализации.
Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень важно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей с раннего возраста.
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?
Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Какие приемы применяются воспитателями для формирования нравственности у своих воспитанников?
Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.
Слайд 14-18. Из опыта работы нашего детского сада, можем сказать, что работая с детьми, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть, Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми. Обязательно привлекаем детей и их родителей к различным праздникам, способствующим духовно-нравственному развитию наших воспитанников. Это и общепринятые праздники «Пасха», «Масленица» и ставшие традиционными для нашего ДОУ «Праздник Дружбы», «Праздник Березки», «День ангела» и пр.
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!